Организация ученического самоуправления как средство социализации учащихся с ОВЗ

Павлова Марина Васильевна, учитель физики, "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Определены важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Иными словами, каждый молодой человек, покидающий стены школы, должен уметь найти свое место в обществе и, стремясь реализовать личные способности, вносить свой посильный вклад в развитие этого общества, обогащая и развивая его культуру. Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо обладать определенными личностными качествами. Это, в первую очередь, самостоятельность: стремление к самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, умение ставить перед собой цели и достигать их, невзирая на трудности. Во-вторых, это ответственность за результаты своей деятельности, в третьих, умение строить позитивные отношения с другими членами общества, ценить их труд, уважать личное достоинство.


Развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) , воспитание у них положительных черт характера – одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы.


Основной задачей воспитательной системы нашей школы является создание условий, обеспечивающих социализацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.


Одним из путей формирования качеств социально зрелой личности является организация работы ученического самоуправления в классном коллективе учащихся.


Работу по организации самоуправления в классе можно разделить на несколько этапов по уровню самоуправляемости классного коллектива. Первый этап – этап формирования, его главной задачей является определение границ действия самоуправления, определение его структуры, распределение задач и полномочий между органами самоуправления. Уровень самоуправляемости на данном этапе очень низкий. Цели деятельности и пути их достижения определяются педагогом. Следующий этап – этап становления. Задача этого этапа –работа по развитию сформированной структуры самоуправления. Уровень самоуправляемости на этом этапе выше. Цели деятельности и пути их достижения определяются на основе совместного решения детского коллектива и педагога. Последний этап – этап совершенствования. Его задача совершенствовать работу самоуправления. Уровень самоуправляемости на данном этапе достаточно высокий. Цели деятельности и пути их достижения определяются учащимися при консультации педагога.


Объектом работы ученического самоуправления в классе является процесс жизнедеятельности классного коллектива. Главная цель: поддержание условий для продуктивной учебной и внеучебной деятельности класса.


В соответствии с целью определена структура самоуправления. Основой структуры является актив класса, в который входит староста класса и его заместитель, а также члены школьного совета старшеклассников. Главная задача актива – координировать процессы, происходящие в классном коллективе и способствовать приобщению его к жизни школы. Остальные звенья структуры – сектора (учебный, культмассовый, спортивный, трудовой), каждый из которых несет ответственность за деятельность коллектива по определенному направлению. Каждый сектор имеет четкие инструкции по содержанию своих обязанностей и полномочий. Особое место в этой структуре принадлежит педагогу, курирующему класс. Учитывая особенности развития детей, нельзя ожидать от них полной самостоятельности в решении возникающих вопросов. Поэтому на любой стадии развития самоуправления детский коллектив в той или иной мере будет всегда нуждаться в направляющей помощи взрослого.


Наряду с постоянно действующими органами самоуправления периодически избираются временные советы, которые представляют собой творческие группы, решающие вопросы подготовки мероприятий, организации рейдов и т.д.


Все органы самоуправления являются выборными. Выборы проводятся на классном собрании, которое является высшим органом самоуправления, т.к. в его работе участвуют все члены классного коллектива, а, следовательно, есть возможность учесть точку зрения каждого. В полномочия собрания входит рассмотрение всех вопросов, касающихся жизнедеятельности коллектива. Такое коллегиальное решение проблем формирует у учащихся умение слушать друг друга, принимать разные точки зрения, находить общее решение проблемы. На собрании заслушиваются отчеты о деятельности секторов, рассматриваются предложения по улучшению их работы.


На начальном этапе формирования ученическое самоуправление носит формальный характер, всю работу по организации структуры и контроль за результатами деятельности самоуправления выполняет педагог. Но, по мере развития коллектива, полномочия постепенно переходят от педагога к соответствующим органам самоуправления. И на завершающей стадии развитие самоуправления достигает уровня, при котором учащиеся самостоятельно решают некоторые организационные вопросы, берут на себя функцию контроля за некоторыми направлениями деятельности коллектива. Это свидетельствует о повышении уровня самостоятельности и ответственности за выполняемую работу.