Особенности формирования универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ

Карякина Мария Григорьевна, учитель математики, "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск


Современный образовательный стандарт (ФГОС второго поколения [1, 2]) вводит такие понятия как универсальные учебные действия, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.


Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, построенный на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Данный подход наиболее полно раскрывает основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

Смена образовательной парадигмы послужила основой для создания и применения универсальных учебных действий. Если раньше основной задачей образования являлось - усвоение знаний, умений и навыков, то теперь ориентир направлен на развитие личности учащегося. В таблице 1 представлены основные функции УУД (согласно ФГОС[1,2]), а также особенности функций УУД обучающихся с ОВЗ.

Таблица 1– основные функции УУД.

Функции УУД по ФГОС

Функции УУД  обучающихся с ОВЗ

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;  обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
  • Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детей;
  • Формирование мировоззрения;
  • Освоение знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также приемов самостоятельной деятельности.

Согласно ФГОС[1,2] второго поколения, выделяется 4 группы УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Каждая группа, в свою очередь, предназначена для решения соответствующих проблем. Личностные УУД – направлены на успешное формирование личных качеств обучающихся, регулятивные - на формирование упорядоченности мышления и умение планировать и применять полученные навыки и знания в иных областях науки, познавательные – на формирование аналитического мышления и познавательного интереса обучающихся, коммуникативные – на умение работать в команде и построение правильных диалогов и общения между различными группами (как между сверстниками, так и между учителями и родителями).


В качестве критериев сформированности УУД рассматриваются [3]:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.


Таким образом, учитывая особенности коррекционного образования, при формировании УУД обучающихся с ОВЗ рекомендуется применять следующие формы и способы:

  • дифференцируемый подход к обучению;
  • применение специальных технологий в обучении, для стимулирования самостоятельной деятельности обучающихся (Например-проектная деятельность);
  • формирование практических умений, способствующих становлению личности.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 20е изд. – М.: Просвещение, 2011.