Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития

Иванцова Е.А., учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская СКОШИ №10", Карпинск

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию – одно из требований в реализации ФГОС НОО. Весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей с задержкой психического развития (ЗПР), с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению исследовательских позиций.

Востребованной в обучении является проектно - исследовательская деятельность учащихся, которая создаёт условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) и тем самым способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами: в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.Формирование проектно - исследовательской деятельности проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают: развитие умений задавать вопросы, высказывать предположения, осуществлять целенаправленное наблюдение, составлять предметные модели; формировать первоначальные представления о деятельности исследователя.

Используются методы и способы: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован на: приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

Используются методы и способы: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения происходить обогащение исследовательского опыта учащихся через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах. По сравнению с предыдущими этапами усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов, что способствует дальнейшему развитию познавательных, регулятивных, логических и коммуникативных УУД.

С учетом особенностей данного этапа используются соответствующие методы и способы деятельности: мини-исследования, уроки-исследования, индивидуальное и коллективное выполнение и защита исследовательских работ, анкетирование, эксперимент.

Организация работы учащихся над проектами и исследованиями позволит существенно дополнить усилия учителя по формированию УУД на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Проектно – исследовательская деятельность позволяет обрести учащимся ощущение успешности, независящее от успеваемости, осознанное усвоение ключевых компетенций через универсальное использование их в различных ситуациях, организовать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Список литературы

Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. – 169 с.
2.Развитие исследовательских умений младшего школьников \под редакцией Н.Б.Шумаковой.- М.:Просвещение,2011
3.Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся//Начальная школа, -2006-№2,с. 45
4.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве//Начальная школа-2007-№2, с.17

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2013/03/ivantsova