Проектно-исследовательская деятельность учащихся с ОВЗ по истории во внеурочное время

Соларева Людмила Юрьевна, учитель истории и обществознания, ГКОУ СО "Верхнесинячихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат", Верхняя Синячиха

Важнейшим показателем сформированности мыслительного умения является способность обучающихся применять его в других условиях. Нарушение этой способности связано с недоразвитием всей познавательной деятельности, к замедленному, часто недифференцированному, поверхностному восприятию и усвоению всего нового обучающихся коррекционных школ, неумению перенести имеющиеся знания в новую ситуацию. Проектно- исследовательская деятельность учащихся с ОВЗ по истории во внеурочное время помогает устранять разрыв между знаниями и умением их использовать в нужный момент. В ходе такой работы имеется возможность развивать умение работать с книгами и справочной литературой, проводить дополнительные экскурсии в музей, воспроизводить и обобщать собранный материал в сообщениях, выступлениях, докладах, презентациях, соревнованиях, деловых и ролевых играх. Кроме этого, не регламентированная учебными минутами, деятельность учащихся даёт больше возможности для педагога индивидуально поработать с каждым учеником.

Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время организуется на добровольных началах и по желанию самих учащихся. Добровольный характер участия в этой работе помогает развитию познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, инициативе, показывает готовность детей к овладению основными исследовательскими методами, способствует формированию психологической готовности учащихся к самостоятельной жизни в постинтернатный период. В процессе работы в большей степени раскрывается личность ученика, который в определенной мере освобождается от страха перед ошибкой в ситуации свободного выбора.

Однако в работе педагогу нужно учитывать, что познавательные интересы учащихся с ОВЗ не являются постоянными. И роль коррекционного педагога заключается в подборе и организации полезной, постепенно усложняющейся деятельности, её мотивация учителем – первое условие возникновения и развития необходимых интересов. Такую работу следует организовывать так, чтобы она не только развлекала, но и развивала и корригировала мыслительные процессы, укрепляла волевые качества.

На всех этапах проектно-исследовательской деятельности (от подготовительного до заключительного) за счет использования более разнообразных форм учитель учитывая состояние психофизиологических особенностей, может одного ученика заинтересовать делом, требующим спокойствия и внимательности, у другого - корректировать скованность, замкнутость, инертность. Обязательным условием завершения всей проведенной работы должно стать знакомство общественности с её результатами на школьном, районном и даже межрегиональном уровне. Оформление и демонстрация творческой работы в различном виде от докладов-презентаций до выступлений на конференциях стимулирует учащихся и развивает их интерес к дальнейшему изучению материала по истории Отечества, способствует установлению связей с жизнью, развитию мышления, речи и воображения, повышения интереса к изучаемым темам, помогает воспитывать учащихся, расширяет их общественный кругозор и практический социальный опыт.




Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (От Урала до Праги 2.ppt)От Урала до Праги 2.ppt14142 Кб