Урок искусства "Музыкальный портрет"

Михеева Маргарита Эдуардовна, учитель высшей квалификационной категории, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Урок искусства (музыка) в 5 классе III четверть.
Тема урока: Музыкальный портрет.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.


Задачи:

  1. обучаюшие:
    1. формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать;
    2. развитие умения сравнивать, сопоставлять;
    3. формирование навыка интеграции различных видов искусства;
    4. закрепить понятие - средства музыкальной выразительности: характер, интонация, мелодия, лад, темп, динамика, образ, форма;
    5. учить сопоставлять произведения музыки и живописи;
    6. познакомить с творчеством М.П.Мусоргского;
    7. научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;
  2. развивающие: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений;
  3. коррекционная:
    1. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
    2. воспитательные: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.

Методы:

  • словесно-индуктивный (беседа, диалог);
  • наглядно-дедуктивный (сравнение);
  • частично-поисковый (импровизация);

Оборудование: Аудио и видеооборудование. ИКТ. Портрет М.П. Мусоргского, опорные карточки, презентация POWER POINT.

Музыкальный материал:
"Баба-Яга" М.П. Мусоргский, песня "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.


Презентация по творчеству М. Мусоргского, мультфильм "Картинки с выставки".


Форма работы: групповая, индивидуальная.


ХОД УРОКА:

Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Обучающимся предлагается ассоциациативный ряд: портрет "Аленушка" Васнецов, портрет Мусоргского, фрагмент песни "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
Обучающиеся должны сами сформулировать тему урока на основе увиденных ассоциаций.


У.: наша сегодняшняя тема "Портрет в музыке". Что такое "портрет" в изобразительном искусстве?


Д.: изображение человека в полный рост; нескольких человек изобразить, если изобразить людей до плеч – это портрет.


У.: что мы с вами можем увидеть на портрете?


Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный.


У.: а чем музыкальный портрет отличается от портрета в живописи?


Д.: Его нельзя увидеть сразу, необходимо послушать всю музыку, чтобы его увидеть в своем воображении. Он длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить каждый свое…


У.: напомните мне, с помощью каких средств выразительности художник создает свои картины?


Д: палитра, цвет, мазок, штрих и т.д.


У: а какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?


Д: динамика, темп, регистр, тембр, интонация.


У.: перед вами на доске (карточках) записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.
(Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, мелодия)


Д.: темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.
Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.
Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.


У.: все эти знания помогут нам понять, как же композитор создает музыкальные портреты и что ему в этом помогает.
М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
" Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах" М.П.Мусоргский.
Мусоргский творец разных музыкальных портретов.
О таких образах - музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?
Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В нём неразрывно соединены выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом, только сказочным.
У нас будут две творческие группы музыкальных экспертов, которые попытаются понять образ-портрет, созданный М.П. Мусоргским.

Класс делится на две творческие группы.
 Задания:

  • проследить за развитием музыки,
  • проанализировать средства музыкальной выразительности, их использование,
  • дать название образу на портрете.

Слушание: М.П.Мусоргский "Баба Яга" из цикла "Картинки с выставки".
Анализ прослушанного произведения проводят представители из двух творческих групп.


У: ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения "Баба-Яга" из фортепианного цикла "Картинки с выставки". Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?

Итог урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.
Итог урока.


У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась "Портрет в музыке". С чьим портретом мы сегодня познакомились?


Д.: Бабы-Яги!


У.: Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.



 У.: А теперь – домашнее задание: 1) нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. 2)сочините песенку или частушку про Бабу-Ягу.
Рефлексия.


 У: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
(Обучающимся предлагаются для заполнения листы самооценки).


У: Наш урок окончен, спасибо вам, ребята, вы очень хорошо поработали.