Программа группы продлённого дня "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников" для 3 класса

Добрыдина Ольга Викторовна, воспитатель, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

1.Пояснительная записка

1.1.Выбор основного направления работы


Программа коррекционно-образовательной работы с детьми третьего класса предполагает продолжение работы, начатой во втором классе. В основе программы лежит духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории детей. Позволяет осуществить индивидуальный ориентированный подход к детям с ограниченными возможностями с учётом особенностей их здоровья. Дети с нарушениями слуха, речевыми нарушениями, испытывают трудности в общении с окружающими, выражены проблемы в развитии личностных качеств.


Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. У учащихся неустойчивое внимание, нарушено словесно-логическое мышление, слабая память, особенно слуховая, не развит самоконтроль в области языковых явлений. Появляются трудности коммуникативного поведения, наблюдается отставание адекватных форм общения, возникают барьеры в межличностных отношениях, которые могут привести к замедленному формированию положительных эмоциональных реакций, снижению самооценки.


Программа воспитания в третьем классе направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
  •  развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Рабочая программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конвенции ООН о правах ребёнка; Конституцией РФ; в соответствии с требованиями Федерального Закона "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
  • Закона "об образовании в Свердловской области" №78-ОЗ от 15.07.2013 г.;
  • Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Конституции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Годового плана работы "Новоуральской СКОШ №59" на новый уч.год.

1.2.Актуальность программы

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, разбирается в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.


Ещё в младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям (по мнению В.А.Сухомлинского), мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

  1. Ты живёшь среди людей. Делай так, чтобы окружающим тебя, было хорошо.
  2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Плати им за это добром.
  3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  4. Будь добрым и чутким к людям. Не причиняй людям зла, помогай слабым и беззащитным.
  5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие младших школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

1.3.Цели, задачи, пути решения этих задач


Цель программы – помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, этические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности.


Задачи воспитательной работы направлены на:

  • создавать благоприятные условия, способствующие формированию здорового образа жизни, умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
  • обеспечивать физическое и эмоциональное благополучие обучающихся;
  • выявлять и развивать способности детей, их интересов и наклонностей;
  • обеспечивать охрану и укрепление здоровья обучающихся;
  • развивать трудолюбие, способность преодолевать трудности;
  • развивать доброжелательность, понимание, сопереживание другим людям.


Достижения этих целей и задач осуществляется через реализацию пяти направлений позволяющие решить поставленные задачи. Направления тесно связаны между собой и позволяют раскрыть духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина РФ:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Работа по программе "Отечество", "Познание";
  • Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания. Работа по программе "Подросток";
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Работа по программе "Труд", "Досуг";
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Работа по программе "Здоровье";
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Работа по программе "Семья", "Общение".


Предполагается осуществлять различные методы и приёмы воспитания: беседы, разъяснения, рассказы, убеждения, поручения, поощрения, использования метода проектов, просмотр детских фильмов, конкурсы, викторины, классные и школьные праздники, экскурсии, посещение театра, музея, библиотеки, благотворительные акции.


Разнообразные виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная.


1.4.Предполагаемый результат духовно-нравственного развития и воспитания учащихся


Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.


Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.


Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).


Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.


Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.


Программа рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности в группе продлённого дня.


2.Планирование воспитательной деятельности

2.1.Характеристика классного коллектива

  • Возрастной состав:
  • Состав семьи: неполные семьи, семьи опекунов, многодетные семьи, дети-инвалиды.

2.2.Анализ воспитательной работы за предыдущий период.

2.3.Организация работы по направлениям воспитательной деятельности:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Работа по программе "Отечество", "Познание".


Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная, доверие к людям.

Задачи:

  1. Формирование представлений о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России.
  2. Формирование представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе, умения отвечать за свои поступки.
  3.  Формирование представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Работа по программе "Семья", "Общение".


Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи:

  1. Знакомство с правилами поведения в школе, семье, общественных местах.
  2. Развитие умения пользоваться "Волшебными словами", быть опрятным, чистым, аккуратным.
  3. Формирование представлений о различении хороших и плохих поступков. Воспитание стремления поступать правильно, быть вежливым, прислушиваться к мнению других.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Работа по программе "Труд", "Досуг".

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Задачи:

  1. Формирование личностных качества, такие, как дисциплинировать, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
  2. Формирование первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектах.
  3. Воспитание уважения к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Работа по программе "Здоровье".

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

  1. Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.
  2.  Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
  3. Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Задачи:

  1. Расширение представления о душевной и физической красоте.
  2. Воспитание интереса к занятиям художественным творчеством, интерес к чтению.
  3. Формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества.
  4. Стимулирование стремления к соблюдению опрятного внешнего вида.

Работа по направлениям реализуется различными видами деятельности: познавательные беседы, проектную деятельность, игровую деятельность, экскурсии, конкурсы, проблемно-ценностное общение, социально творческую деятельность и др.

2.4.Индивидуальная работа с учащимися

Основные формы работы:

  1. Изучение особенностей личности учащихся, социальной адаптации детей, мотивации учебной деятельности, Основной метод – наблюдение, анкетирование, беседы.
  2. Изучение профессиональной направленности школьника (сознательный выбор, желания, возможности). Организация досуга (кружки, секции, поручении). Метод – беседа, анкетирование, написание сочинений, рисунок и т.п.
  3. Работа с родителями. Анализ семейных отношений Методы – анкетирование, беседа, рейды, консультации, родительские собрания, информационные памятки.
  4. Индивидуальные консультации с учителями-предметниками (для обеспечения единства действий, выработка единых подходов к воспитанию); со специалистами школы; посещение учебных занятий.

2.5.Организация работы с семьёй, работа с родителями

Основная задача – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от неблагоприятных факторов, мешающих этому.


Объект педагогического внимания – семейное воспитание. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребёнка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.


Взаимодействие с родителями: изучать семейную атмосферу, взаимоотношения членов семьи; психолого-педагогическое просвещение родителей; организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей; защита интересов и прав детей в "трудных семьях".


Формы работы с родителями: родительские собрания; индивидуальные консультации; посещение на дому; тематические консультации; совместные праздники.

3.Педагогическая диагностика

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур.

Методы: анонимные анкеты (анализируют, а не оценивают ценностную сферу личности), самооценочные суждения детей, различные тестовые инструменты (с учётом возраста), экспертные суждения (родителей, партнёров школы).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика.