Рекомендации по написание программы воспитателя ГПД

Егорова Ольга Вячеславовна, воспитатель, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

В статье предлагаются рекомендации по написанию программы воспитателя группы продленного дня. Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, коррекционное развитие, дети ЗПР.

Для рекомендации представляется рабочая программа "В мире творчества" на 2013-2014 г., для учеников 4 "Г" класса "Новоуральской СКОШ №59". В рабочую программу входит несколько разделов:

  • 1 раздел: пояснительная записка;
  • 2 раздел: цели и задачи воспитания;
  • 3 раздел: предлагаемый результат;
  • 4 раздел: принципы воспитания;
  • 5 раздел: характеристика класса;
  • 6 раздел: анализ воспитательской деятельности;
  • 7 раздел: организация работы по направлениям воспитывающей деятельность;
  • 8 раздел: целевые программы школы;
  • 9 раздел: система клубных часов. Общественной направленности;
  • 10 раздел: индивидуальная работа с учащимися;
  • 11 раздел: система диагностика качества воспитательной работы.


1 раздел: Пояснительная записка

Указываются законодательные нормативно-правовые документы, с учетом которых разработана данная рабочая программа:

  • Федерального Закона "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
  • Закона "Об образовании в Свердловской области № 78-ОЗ от 15.07.2013 г.;
  • Годового Плана работы "Новоуральской СКОШ № 59" на 2013-2014гг.


Краткое содержание рабочей программы:
Разработка данной рабочей программы развития и воспитания младших школьников с задержкой психического развития "В мире творчества" на 2013-2014 учебный год (4 "Г" класса) организации свободной от уроков деятельности детей, была вызвана повышением спроса родителей на организованный досуг обучающихся во внеурочное время в условиях школы и города.


Актуальность программы "В мире творчества" заключается в том, что она имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Участие ребенка с задержкой психического развития в творческой деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.


Содержание программы строится с учетом уклада Образовательного Учреждения. Моя воспитательная работа и разработанная программа "В мире творчества" интегрирована во все направления и программы школы.


Работа школы ведётся по направлениям: патриотическое (краеведческое); спортивно-оздоровительное; трудовое; интеллектуально-познавательное; коррекционно-развивающее; художественно-эстетическое; социально-педагогическое.


2 раздел: Цели и задачи воспитания

Цель программы – воспитание и развитие эстетического восприятия у обучающихся с ЗПР через организацию работы ГПД.

Для эффективности работы по воспитанию и развитию эстетического восприятия у обучающихся с ЗПР разработана система работы по программе:

  • Подача информации и заданий, строится по принципу "от простого к сложному". Занятия проводятся ежедневно, каждое из которых начинается с повторения ранее пройденной темы.
  • Максимальная реализация возрастных возможностей и резервов учащихся. Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода – интересов, склонностей, самосознания и др.
  • формы работы: клубные часы, чтение и обсуждение художественной литературы, познавательные игры, экскурсии, посещение библиотеки, поездки в театр, прогулки в лес, соревнования и конкурсы, викторины и праздники, благотворительные акции и др.
  • Создание в школе благоприятного психологического климата, который определяется продуктивным общением между всеми взаимодействующими сторонами образовательного пространства. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
  • Взаимодействие со специалистами школы (медицинскими работниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем логопедом, учителем дефектологом).
  •  Сотрудничество с социальными партнёрами и учреждениями культуры (театр кукол, театр оперетты, городской музей, центральная публичная библиотека, киноцентр).
  •  Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (клуб по месту жительства, спортивная школа, станция юных техников, центр внешкольной работы, детский экологический центр, детская школа искусств).
  • Привлечение родителей к сотрудничеству и взаимодействию.


Направления работы и организация системы работы позволили сформулировать задачи:

  • Развивать общую культуру, эстетический вкус учащихся.
  • Развивать у учащихся художественное восприятие (воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей).
  • Развивать культуру труда и совершенствовать трудовые умения и навыки.
  • Развивать наблюдательность, самостоятельность, терпение, усидчивость.
  • Воспитывать трудолюбие, обязательность, ответственность, культуру поведения, бесконфликтность общения и другие нравственные качества.
  • Создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.

3 раздел: Предлагаемый результат

  • готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
  • проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей Уральского региона;
  • проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;
  • умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;
  • сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту;
  • ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица);
  • вести здоровый образ жизни.


4 раздел: Принципы воспитания

  1. Принцип открытости (совместное с учащимися планирование жизни класса);
  2. Принцип привлекательности будущего дела;
  3. Принцип деятельности (предложение учащимся разнообразных внеклассных мероприятий);
  4. Принцип свободы участия (учет мнения ребят, предоставление возможности выбора);
  5. Принцип обратной связи (каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса);
  6. Принцип сотворчества (предоставление права выбора партнера по выполняемому делу, что стимулирует его успешность);
  7. Принцип успешности (искренняя и неформальная оценка успешности ребенка).

5 раздел: Характеристика класса

В характеристику класса входит: количество учеников; полные, неполные, многодетные семьи; опекаемые дети и дети группы риска, а так же дети гиперактивные (если такие имеются); лидеры класса; традиции класса; любимые занятия класса; занятия в учреждениях ДО; активность родителей класса.

6 раздел: Анализ воспитательной работы

Анализ воспитательной работы проводится с целью выявления высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а так же причин, приведших к успеху или неудачи;

В анализ воспитательной работы входит:

  • Успеваемость учащихся;
  • Занятость в кружках;
  • Успехи и достижения учащихся класса;
  • Анализ участия учащихся в жизнедеятельности школы;
  • Посещение театров, музеев, походы, экскурсии;
  • Анализ индивидуальной работы;
  • Анализ педагогического взаимодействия с семьей учащихся класса, с родительским активом;
  • Индивидуальные встречи с родителями;
  • Анализы мониторинга.


7 раздел: Организация работы по направлениям воспитывающей деятельности

Организация работы по направлениям воспитывающей деятельности происходит следующим образом:

  • Определяются направления воспитывающей деятельности;
  • Обозначаются цели и задачи направления;
  •  Выбираются формы организации работы по направлениям.

7 раздел: Целевые программы школы

Рабочая программа "В мире творчество" тесно связана со школьными целевыми программами: "Познание", "Здоровье", "Семья", "Труд", "Общение", "Досуг", "Отечество", "Подросток".

Комплексный подход способствует эффективному воздействию на развитие эмоционально-волевой сферы, на формирование чувств и убеждений. Эстетическое воспитание призвано корректировать дефекты психического и физического развития, заботиться о становлении личности каждого ребенка подготавливая его к самостоятельной жизни.


9 раздел: Система клубных часов. Общекультурной направленности

В систему клубных часов входят занятия, которые проводятся 2 раза в неделю. В занятиях расписаны формы работы и темы.

10 раздел: Индивидуальная работа с учащимися

Определяются, цели и формы работы. Составляется план работы с трудными детьми.

11 раздел: Система диагностика качества воспитательной работы

 

  • Социометрия (декабрь) Цель: выявление межличностных отношений, определение статуса личности в коллективе, изучение ценностных представлений и отношений учащихся.
  • Уровень воспитанности (анкетирование, наблюдение) (май). Цель: установление достигнутого уровня воспитанности.
  • Учебная мотивация (анкетирование) (октябрь). Цель: выявление типичных затруднений учащихся в учебной деятельности.
  • Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения (анкетирование) (Апрель-май). Цель: изучение эффективности воспитательной работы
  • Анализ воспитательной работы (май). Цель: динамика развития личности и коллектива, эффективность воспитательной работы.

Показателем эстетической воспитанности также является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе (диагностика уровня воспитанности).


На начальном этапе работы по программе была проведена диагностика "Уровня воспитанности учащихся" по методике Капустина Н. П. Данная методика используется для исследования показателей качеств личности. Показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Систематизация и анализ результатов осуществлялись по следующим качественным показателям, которые получали балльную оценку: Любознательность; Трудолюбие; Бережное отношение к природе; Мое отношение к школе; Красивое в моей жизни; Как я отношусь к себе.

В конце 2 класса 2012 года провела диагностику "Уровня воспитанности младших школьников", результаты были следующие:
Высокий уровень воспитанности имели 25% учащихся, хороший –55%, средний –20%, низкий – 0%.


В конце 3 класса 2013 года провела диагностику "Уровня воспитанности младших школьников", результаты изменились:
Высокий уровень воспитанности имели 40% учащихся, хороший –40%, средний –20%, низкий – 0%.


Сравнив результаты начального и конечного этапов, получила следующие данные: отмечены положительные изменения в уровне воспитанности, увеличилось количество учащихся, имеющих высокий уровень воспитанности на 15%, хотя не все дети ещё достигли оптимального уровня показателя.


Таким образом, результаты проведенной работы подтверждают эффективность разработанной программы, направленную на воспитание и развитие эстетического восприятия у обучающихся с ЗПР через организацию работы ГПД.