Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения родителей ребенка с ОВЗ в МОУ СОШ №13 города Нижний Тагил

Иваненко Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по УР, Вершинина Надежда Николаевна, педагог-психолог, МОУ СОШ №13, Нижний Тагил

Краткая справка об ОУ.

В ОУ обучается 657 детей, работает 55 педагогов. В школе функционируют 8 классов для детей с задержкой психического развития, в которых обучаются 87 учащихся (13%).

Сущность психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в ОУ №13

Под сопровождением мы понимаем систему профессиональной дея-тельности различных специалистов по созданию условий для эффективного взаимодействия с родителями с целью развития лично¬сти ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности. В нашем образовательном учреждении мы выстроили систему сопровождения, основными принципами которой являются:

  • рекомендательный характер советов сопровождения ребенка;
  • приоритет интересов сопровождаемого, т.е. на "стороне ребенка";
  • непрерывность сопровождения ребёнка и семьи;
  • комплексный подход, который предполагает тесное взаимодействие специалистов (педагоги, психолог, логопед, медицинский работник);
  • сопровождение профессиональной деятельности педагога.

Система работы с родителями детей с ОВЗ.

Ежегодно проводимые социологические исследования позволили нам выделить следующие группы потребностей родителей детей с ОВЗ:

  1. в оперативном получении информации от классного руководителя, педагогов, психолога, логопеда, руководителей школы по решению возникающих проблем;
  2. в получении оперативной актуальной информации об успехах и трудностях ребенка;
  3. в эмоциональной поддержке в трудные периоды;
  4. в получении подтверждения от школы в правильности применяемых методов, приемов, способов;
  5. во взаимодействии в сообществе родителей, имеющих ребенка со схожими проблемами.

Для конструктивного взаимодействия всех специалистов, участвующих в сопровождении ребенка и его родителей, в школе разработана Карта психолого-педагогического сопровождения, которая ведется в электронном виде.

В основу любого общения педагога с родителями мы включаем пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:

  1. Выражение позитивного отношения к учащемуся: "что хорошего я могу сказать…", т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в группе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого.
  2. Определение проблемы, которая может быть выражена в словах педагога: "но меня беспокоит…". И дальше – суть того негативного, ради чего встреча задумана.
  3. Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является.
  4. Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося.
  5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося.
  6. Основные формы взаимодействия школы с родителями.

Основными формами взаимодействия нашей школы с родителями являются:

  • индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами консилиума по возникающей проблеме;
  • переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей);
  • психолого-педагогическое просвещение (родительские лектории, конференции, выпуск буклетов);
  • организация работы телефона доверия;
  • проведение неформальных встреч родителей, учащихся, преподавателей (круглые столы, праздничные мероприятия);
  • организация совместной деятельности (привлечение родителей к организации игр, экскурсий, походов, праздников, выставок детского творчества).

Результаты реализации на практике системы взаимодействия с родителями учащихся с задержкой психического развития:

  • наладить постоянный контакт родителей со школой, снизив уровень их тревожности в процессе взаимодействия со специалистами ОУ;
  • дать родителю инструменты поддержки собственного ребенка, что позволило сделать семью активным участником сопровождающих мероприятий;
  • повысить уверенность родителей в собственных силах и сформировать позитивный взгляд на ситуацию;
  • увеличение числа родителей, выполняющих рекомендации, полученные в ходе обследования на ПМПК;
  • добиться более яркой позитивной динамики развития ребенка и его оптимальной социальной адаптации. Все учащиеся с ОВЗ успевают. Все выпускники с ОВЗ профессионально самоопределяются и продолжают обучение в учреждениях профессионального образования.

Приложение - фото №1. Методическая консультация для родителей по комплекту учебников из ОС "Школа 2100".
Приложение - фото №2.  Расширенное заседание консилиума по проблемам обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Приложение - фото №3.  Родители – активные участники реализации программ внеурочной деятельности.
Приложение - фото №4.  Совместные с родителями походы в лес – одна из любимых форм реализации на практике здоровьесберегающих технологий.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2013/05/ivanenko_vershinina