Коррекция устной речи у обучающихся с нарушениями речи и слуха

Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Особенностью содержания современного начального образования в условиях введения ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах. В начальной школе должно быть сформировано базовое умение – учиться, поскольку начальный период обучения является фундаментом для последующего успешного обучения. Критерием успешности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов.

Результаты мониторинга различных аспектов речевой деятельности обучающихся "Новоуральская СКОШ №59" свидетельствует о том, что контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Увеличилось количество обучающиеся с нарушениями речи на фоне нарушения слуха, у 83% обучающихся, поступивших в 1 класс для детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушено фонематическое восприятие, дети с нарушенным слухом затрудняются в различении неречевых звуков, понимании слов, грамматических конструкций.

В связи с этим главной задачей учителя-логопеда на подготовительном этапе является формирование слухового восприятия речи. Работа начинается с развития слухового внимания путём обучения обучающихся восприятию неречевых звуков. На первых занятиях ребятам предлагаются следующие звуки: шуршание бумаги, звон ключей, шум воды, стук в дверь, топот ног, бренчание ложки в стакане и.т.д. Затем идёт работа по обнаружению места, откуда исходит звук. После этого учим дифференцировать неречевые звуки при парном сравнении. Постепенно количество неречевых звуков, предлагаемых ребёнку, увеличивается, а их тематика расширяется. Изучаются звуки транспорта, звуки природы, звучание музыкальных инструментов, бытовых приборов, звуки, издаваемые животными, человеком. Для занятий подбираются неречевые звуки, которые близки теме занятия. Например: если тема занятия "Весна", ученик слушает капель, журчание ручейка, пение птиц. А если тема урока – "Семья", слушает звуки бытовой техники, звуки, которые издают люди, и домашние животные.

Параллельно с восприятием неречевых звуков на индивидуальных занятиях идёт работа по развитию фонематического восприятия, которая в свою очередь неразрывна с формированием произносительной стороны речи. Это важно для формирования у ребёнка слухо-артикуляторных координаций - умения контролировать свою речь с помощью слуха.

На первом этапе уточняется произносительный и звуковой образ изолированного звука. Начинаем работу с гласных звуков, так как умение узнавать гласные звуки очень облегчает ребёнку понимание речи, даже если он плохо различает согласные звуки. Параллельно идёт уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие и кинестетические ощущения.

Далее учащимся предлагаются задания на:

  1. Узнавание изолированного звука.
  2. Выделение звука на фоне слога.
  3. Определение наличия звука в слове.
  4. Выделение слова со звуком из предложения.

Подобные упражнения предлагаются при знакомстве со всеми звуками- гласными и согласными.

На втором этапе проводится сопоставление звуков в произносительном и слуховом плане.

Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука.

Слуховое различение звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Эта работа проводится на третьем этапе развития фонематического восприятия. Чем более точно представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более чётко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи.

На этом этапе мы предлагаем следующие задания:

  • определение звуковой структуры слова,
  • определение места звука в слове,
  • определение слогового состава слова.

В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие. Все это способствует совершенствованию сенсомоторной базы языка, что в свою очередь ведет к обогащению речевой практики обучающихся и формированию коммуникативных навыков.

На следующих этапах проводится работа по развитию грамматической системы, накоплению активного словаря, развитию диалогической речи, связной речи, совершенствованию звукопроизношения, развитию навыков чтения и понимания прочитанного.

Литература:

  1. О.В. Зонтова Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом – Санкт-Петербург, Каро, 2008 г.
  2. Р.И.Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М., Владос, 2001 г.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/01/tronina