Методическая разработка логопедического занятия по коррекции фонетических недостатков речи по теме "Автоматизация звука звуков Р-РЬ в связной речи" для учащихся 2 класса

Петрова Елена Геннадьевна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Методическая разработка занятия по теме: "Автоматизация звуков Р - РЬ в связной речи" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями коррекционно-развивающей образовательной программой "Логопедия" для обучающихся с ЗПР.

Данное занятие проведено с обучающимся, имеющим логопедическое заключение: "Смешанная форма дисграфии, дислексии, обусловленная ОНР III уровня, ст. ф. дизартрии".

Целью занятия было: создание организационных и содержательных условий для формирования у детей знаний об особенностях произношения звуков р - рь, их правильного произношения.

При планировании занятия учитывались индивидуальные особенности обучающегося, требования к подбору лексического материала (насыщенность изучаемыми и правильно произносимыми звуками). Предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения звука на материале слогов, слов, предложений. На занятии отрабатываются ранее пройденные грамматические категории с предъявлением требований к их правильному фонетическому оформлению. При определении содержания занятий предусматривается использование дидактического материала, разнообразных речевых игр.


Тема: "Автоматизация звуков Р – РЬ в связной речи"

Раздел: "Звуки речи"

Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей знаний об особенностях произношения звуков р – рь, их правильного произношения, умении определять наличие и место звуков в слове в процессе смены видов деятельности.

Актуальная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у обучающихся представления о том, что обозначает слово, на какой вопрос отвечает в процессе смены видов деятельности.

Задачи:

  • Образовательные:
    • формирование умения различать и определять место звуков и букв р-рь в слогах, словах в процессе звуко-буквенного анализа;
  • Развивающие:
    • развивать навыки звукового анализа при определении места звука в слове;
    • содействовать развитию умения осуществлять самопроверку при работе с деформированными предложениями.
  • Воспитательные:
    • воспитание навыка самоконтроля за речью в процессе коммуникативной деятельности;
    • воспитание умения работать в коллективе в процессе практической деятельности.
  • Коррекционные:
    • развитие речевой моторики в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и тренировки правильного произношения звуков р-рь в связной речи;
    • коррекция и развитие фонематического восприятия, анализа, представлений в процессе смены видов деятельности.

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки, плоскостные фигурки, опорные схемы произношения звуков р-рь, индивидуальные зеркала, тетради с печатной основой.

Технологическая карта коррекционного занятия

 

Предмет,

тема,

класс

 

  Методы

 

 

Тип и вид

урока

Планируемые результаты

 

 

Система средств

обучения

 

Личностные

Метапредметные

 

Виды учебной деятельности

 

 

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Предмет: «Логопедия»

 

Тема:

"Автоматизация звуков Р – РЬ в связной речи"

 

2 класс

 

Наблюдение

деятельностный,

словесный,

наглядный,

практичес-

кий.

Тип-комбинированный.

Вид-деятельностный

Осознание детьми значимости умения правильного произношения звуков Р-Рь  в словах, словосоч.-х и предложениях, умения их различать.

Учатся формулировать учебную задачу и удерживать её, применять установленные правила, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью

осуществлять классификацию по заданным критериям

 

Учатся самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель,осуществлять поиск и выделение необ­ходимой информации,  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ, осознанно и произвольно строить сооб­щения в устной форме, распознавать объекты, выделяя суще­ственные признаки; синтез, сравнение, сериация.

Учатся задавать вопросы и отвечать на них, форму­лировать свои затруднения,слушать собеседника,вести устный диалог в соответствии с нормами родного языка,  строить монологичное высказывание, прини мать участие в работе парами.

Слушают объяснения учителя;

 

выполняют практическую работу в режиме диалога;

 

работают с опорными схемами произношения звуков;

 

 работают с предметными и сюжетными картинками;

 

работают в парах;

 

выполняют письменные упражнения

Предметные и сюжетные картинки.

Плоскостные фигурки.

Опорные схемы произношения звуков Р-РЬ. Индивидуальные зеркала.

Тетради с печатной основой

 

 

Этап  урока

Организационно- технологический блок

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Самоопределение к учебной деятельности

Задачи - организовать, подготовить, учащихся к работе на уроке; обеспечить благоприятный микроклимат на уроке;

Форма – фронтальная;

Средства – языковые;

Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу;

Прием контроля – зрительный, устный;

Принцип – психологической комфортности.

Создает положительную мотивацию к уроку, включает учащихся в учебную деятельность, .

Учитель напоминает детям пословицу об учении, актуализируются знания о том, чему учились на прошлых занятиях

Настраиваются на урок.

Дети объясняют смысл пословицы,

Вспоминают  то, что учились правильно произносить звуки речи.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Задачи- актуализировать знания учащихся о звуках Р-РЬ при выделении их из слов, в пробном действии произнести эти звуки в слогах и словах; фиксировать затруднение в деятельности,  определить тему занятия.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – воспроизведение знаний, умений.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности.

 

Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся.

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию (произношение звуков Р-РЬ в слогах и словах) и его самостоятельному осуществлению.

Логопед выставляет плоскостные фигур

ки  Петрушки и стражников у ворот города мастеров звукопроизношения. Логопед с помощью сказочных героев рассказывает о том, как Петрушка не смог по характеристике произношения отгадать о каких звуках идёт речь.

Логопед уточняет у учеников, о каких звуках идёт речь.

Спрашивает какая тема занятия.

Через проговаривание чистоговорок со звуками Р-РЬ логопед помогает детям фиксировать индивидуальное затруднение при произношении звуков Р-РЬ

Актуализируют имеющиеся знания и способы действия, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробных действий.

Слушают  рассказ логопеда о том, как Петрушка не смог по характеристике произношения отгадать о каких звуках идёт речь.

Называют звуки о которых говорили стражники.

Называют тему занятия.

Ученики фиксируют индивидуальное затруднение при произношении звуков Р-РЬ в чистоговорках

3.Выявление места и причины затруднения

Задачи – выявить место и причину затруднения, определить цель занятия.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выявление, проговаривание, осознание места и причины затруднения.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности.

Помогает восстановить выполненные операции (анализ опорных схем произношения) и зафиксировать место-шаг, где возникло затруднение (пункт №5, №6)

Предлагает вспомнить характеристику произношения звуков Р-РЬ по опорной схеме.

Логопед выясняет у обучающихся цель занятия.

Организует проведение артикуляционной гимнастики, произношение звуков Р-РЬ в чистоговорках.

Помогает зафиксировать место-шаг, где возникло затруднение при произношении звуков (пункт №5, №6)

 

Соотносят свои действия с используемым способом действий (анализ опорных схем произношения) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения (пункт №5,6)

Дают характеристику произношения звуков Р-РЬ по опорной схеме.

Обучающиеся  называют цель занятия: тренировать правильное произношение звуков Р-РЬ.

Выполняют артикуляционную гимнастику, произносят звуки Р-РЬ в чистоговорках, фиксируют место-шаг, где возникло затруднение при произношении звуков (пункт №5, №6)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

Задача – создать алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – создание алгоритма рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности, творчества.

Логопед помогает создать алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ.

С помощью подводящего диалога логопед помогает детям создать алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ.

 

Обучающиеся создают алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ.

Обучающиеся создают алгоритм рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков, используя опорные схемы.

 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Задачи – закрепить знания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ.

Форма - фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выполнение задания на новый способ действия.

Приемы контроля  - устный.

Принцип – деятельности.

Организует выполнение заданий на новый способ действий.

Педагог рассказывает ребятам о том, как Петрушка предлагает с собой  взять только те предметы, в названии которых слышится звук Р-РЬ, контролирует правильность использования алгоритма рассуждения при  уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ.

Спрашивает, что обозначают слова, называющие эти предметы, и какой они части речи

 

Выполняют в форме коммуникатив ного взаимодействия задания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при  уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ.

Учащиеся с помощью наложенных друг на друга изображений предметов называют только те, в которых есть звуки Р-РЬ, используют алгоритм рассуждения при  уточнении места-шага, где возникло затруднение в произношении звуков Р-РЬ.

Уточняют что обозначают эти слова и какой они части речи, находят лишнее слово.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

- Физминутка.

Задача – Выполнить задание нового типа, осуществить его самопроверку, выявить и корректировать возможные ошибки.

Форма- работа в парах

Средства- языковые, наглядные

Результат- самостоятельное выполнение задания нового типа.

Приемы контроля- устный

Принцип- деятельности.

Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий.

Логопед предлагает ученикам, по картинкам, назвать профессии людей, живущих в городе мастеров звукопроизношения и угадать, кто в каком доме живёт. Если в названии профессии звук «Р» находится  на первом месте слова – он живёт в 1-м доме, если на втором, то в следующем доме, если в названии профессии звук «Р» стоит на третьем месте слова, этот человек живет в третьем доме и т. д. Объяснил, что  помогут схемы слов. Квадратик синего цвета указывает на каком месте звук «Р» в слове. Звуковая линейка поможет определить место звука.

Далее помогает выявить и скорректировать возможные ошибки, пошагово используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения.

Самостоятельно выполняют задание нового типа, осуществляют его самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения.

Ученики  называют профессии людей, живущих в городе мастеров звукопроизношения и угадывают,  кто в каком доме живёт, соотнося местоположение звуков Р-РЬ в словах- названиях профессий. Стараются правильно произносить звуки Р-РЬ. Осуществляют самопроверку

Корректируют возможные ошибки, пошагово используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения.

 

7. Включение в систему знаний и повторение.

Задача – Тренировать использование изученного ранее материала.

Форма-  фронтальная

Средства- языковые, наглядные

Приемы контроля - устный

Принцип - деятельности

Дает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала.

Логопед организует работу со словами – антонимами, помогает ученикам образовать относительные прилагательные, подбирать однокоренные слова к слову рыбак, восстанавливать деформированные предложения и предложения с пропущенной буквой Р.  Уточняет с учениками то, на какой пункт опорной схемы надо обратить внимание  при произношении звуков Р-РЬ.

 

Автоматизируют умственные действия по изученным нормам (алгоритм и опорные схемы).

Обучающиеся выполняют работу со словами – антонимами и учатся образовывать относительные прилагательные, подбирать однокоренные слова к слову рыбак, восстанавливать деформированные предложения и предложения с пропущенной буквой Р. Уточняют то, на какой пункт опорной схемы надо обратить внимание  при произношении звуков Р-РЬ.

 

8.Рефлексия учебной деятельности.

Задача – . Фиксировать новое содержание, изученное на уроке

Форма-  фронтальная

Средства- языковые, наглядные

Приемы контроля- устный

Принцип- деятельности

Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, помогает организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Логопед выясняет у обучающихся то, какую цель ставили сегодня на занятии. Спрашивает, достигли ли они поставленной цели, какие допускались ошибки, над чем ещё необходимо поработать.

Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, проводят рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, определяют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

Обучающиеся называют цель, поставленную на занятии. Анализируют собственную деятельность, отмечая успешность выполнения заданий. Говорят о том, над  чем необходимо ещё поработать.

Список литературы:

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 – х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика. Ч. 2. Предложение . Текст: пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. -302 с.: ил –(Коррекционная педагогика)