Обсуждаем проект ФГОС НОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Евдокимов Сергей Владимирович, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ №59", Новоуральск

"Социальное воспитание победит дефективность. Слепой останется слепым, глухой – глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное…" Л.С. Выготский

 На официальном сайте РГПУ им. А.И. Герцена, в разделе "Разработка ФГОС для обучающихся с ОВЗ" опубликованы проекты федеральных государственных образовательных стандартов (в редакции от 25 сентября 2014 года).

Мы, специалисты, работающие в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и внедряющие ФГОС НОО II поколения, давно нуждаемся в адаптированных именно под наших детей и под наши условия, Стандартах. Меня, как учителя – логопеда, работающего с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, заинтересовал проект Стандарта именно для таких детей.

Методологической основой проекта федерального Стандарта образования детей с ТНР является системно-деятельностный и дифференцированный подход. Такой подход не только учитывает возрастные, типологические, индивидуальные особенности обучающихся, но и смещает акцент с получения учащимися готовой информации на самостоятельный поиск, анализ, систематизацию и презентацию информации. Но именно в публичной презентации полученной информации учащиеся с ТНР испытывают наибольшие затруднения. Поэтому всем участникам педагогического процесса придётся приложить максимум усилий.

Разработчики считают, что внедрение государственного Стандарта образования детей с тяжелыми нарушениями речи позволит обеспечить реализацию прав каждого ребенка на образование, государственную гарантию получения качественного образования вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушений речевого развития в форме классно-урочного, семейного, дистанционного обучения и воспитания.

Стандарт учитывает особые образовательные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. В связи с этим нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования может составлять четыре или пять лет.

Почему авторы предлагают возможность пролонгирования сроков освоения программы?

Предложенный Стандарт является основой для разработки и реализации образовательной организацией (школой) не только основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), но и адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО).

На мой взгляд, положительным моментом данного проекта является следующее:

  • ФГОС для детей с ТНР позволяет дифференцированно разработать два варианта основной образовательной программы, учитывающих особые образовательные потребности разных групп обучающихся:
    • Вариант А (основная образовательная программа) предусматривает:
      • обучение детей с ТНР вместе со здоровыми сверстниками;
      • создание специальных условий, позволяющих удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.
        Основной контингент обучающихся по варианту А составляют дети с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (легкая степень выраженности дизартрии, ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III - IV уровня речевого развития (по Р.Е. Левиной) различного генеза, дети с нарушениями чтения и письма.
        Вариант А предусматривает получение обучающимися с ТНР образования, сопоставимого с образованием сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его сверстники, не имеющие речевой патологии.
         Таким образом, вариант А – это уже подзабытый нами логопункт в общеобразовательной школе, где осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, формирование полноценной речемыслительной деятельности.
    • Вариант В (адаптированная основная образовательная программа) предусматривает:
      • нахождение обучающихся в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями;
      • пролонгированные календарные сроки обучения в связи с включением в учебный план специальных курсов коррекционно – развивающей направленности и введением подготовительного класса;
      • предполагает особые педагогические условия;
      • обеспечивает специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие.
         Основной контингент варианта В - это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), обусловленных алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, дети с заиканием, имеющие нарушения чтения и письма и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания.

Вариант В - предполагает получение начального общего образования по адаптированной основной образовательной программе и предусматривает следующее:

  • обучающийся получает образование, сопоставимое с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития;
  • включение в учебный план специальных курсов (произношение, логопедическая ритмика, развитие речи).

Вариант В предполагает усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, т.к. для таких обучающихся характерна ограниченная коммуникативная функция речи. В связи с этим требуется специальная работа по планомерному введению ребенка в более сложную социальную среду, поэтапное расширение круга общения, социальных контактов, жизненного опыта.

Очевидно, что вариант В в настоящее время осуществляется в специальных общеобразовательных организациях V вида.

Определение варианта основной образовательной программы для обучающегося с ТНР осуществляется на основе рекомендаций ТО ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

В Новоуральском городском округе за последнее время были сокращены все учителя – логопеды, работающие в логопунктах общеобразовательных школ. Поэтому, вариант А, как возможность помочь ребёнку, не прибегая к созданию особых условий, имеет право на существование, но его реализация зависит, в первую очередь, от желания и финансовых возможностей образовательной организации.

Я абсолютно уверен в том, что в связи с возросшей за последнее время распространённостью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими нарушениями психофизического развития, вариант В более актуален. Пролонгация сроков обучения в начальной школе детей с ТНР позволит достичь больших результатов, что в итоге позволит ребёнку быть более успешным при переходе на следующую ступень обучения.

В проекте Стандарта нашему вниманию предложены требования к результатам (личностные, предметные, метапредметные) освоения основной и адаптированной основной образовательных программ начального общего образования. Предъявляемые требования, на мой взгляд, очень серьёзные и завышенные. Но разработчики поясняют, что результаты итоговой оценки освоения основной и адаптированной образовательных программ используются для принятия решения о переводе учащихся на следующую ступень общего образования. Не овладение обучающимися предполагаемыми результатами не является препятствием к продолжению образования! Напомню, что общекультурное и личностное развитие обучающихся составляет цель и основной результат образования обучающихся с ТНР.

Проект ФГОС НОО для детей с ТНР также предусматривает требования к кадровым, финансовым и материально – техническим условиям. Но в рамках данного семинара подробно рассматривать их нет возможности. На что хотелось бы обратить ваше внимание – это, во-первых, большие финансовые затраты на реализацию этих условий в период оптимизации расходов, а, во-вторых, по причине низкого социального статуса учителя образовательные организации испытывают кадровый дефицит, особенно педагогов с дефектологическим образованием.

Конечно, критиковать проще, чем создавать. Сам факт появления данного документа – это уже шаг вперёд. Уточню, что в апробации ФГОС для обучающихся с ОВЗ принимают участие 117 образовательных организаций из разных регионов страны (Свердловская область – 8). Стандарты для детей с ТНР апробируют 14 образовательных учреждений (Свердловская область – 1: ГБОУ СО "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Речевой центр"). И только специалисты этих организаций могут не в теории, а на практике "прочувствовать" Стандарт. А нам остаётся только ждать результатов апробации.