Организация психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Кремлева Инна Владимировна, заместитель директора по учебной работе, ГКОУ СО "Тавдинская СКОШИ", Тавда

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования [3, с. 9].

В соответствии с Конституции РФ и Законом "Об образовании в Российской Федерации" дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях реализации ФГОС образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В С(К)ОУ "Тавдинская СКОШИ" воспитанники обучаются по адаптированным программам для умственно отсталых детей и по адаптированным программам для глубоко умственно отсталых детей. Структура психики ребенка, отклоняющегося в своем развитии от нормы, в том числе и умственно отсталого, чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л.С. Выготского, одного из основоположников специальной психологии в России, следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Наряду с отчетливо выраженными недостатками в психической деятельности у детей, имеющих нарушения интеллекта, им присущи положительные возможности, которые служат основой процесса их развития. Именно на них ориентируются педагоги, организуя коррекционную работу [4, с. 8].

Особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование у педагогов и обучающихся толерантности к детям с особенностями в развитии (со специальными образовательными потребностями), преодолении стереотипов, отрицательных установок.

Важнейшим условием эффективности успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современное общество является наличие грамотной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Основную помощь в организации такой работы оказывает школьный психолого-медико-педагогичес¬кий консилиум – это организационная форма деятельности педагогических работников школы, цель которой – коллективное обсуждение результатов диагностики обучающихся, а также коллективной выработки средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

В компетенцию школьного консилиума входят:

  • изучение и анализ ситуации развития и обучения ребенка;
  • выявление причин отклонения в развитии, уровня развития познавательной деятельности, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зре-лости, уровня развития речи или структуры дефекта, личностных особенностей усвоения ребенком учебного материала;
  • выявление потенциальных возможностей ребенка и необходимых медико-педагогических условий его оптимального развития;
  • разработка моделей общей и индивидуальной коррек¬ции недостатков развития;
  • организация психолого-медико-педагогического мо¬ниторинга с целью отслеживания состояния и резуль¬тативности развития личности ребенка;
  • профилактика физических, интеллектуальных и пси¬хологических перегрузок;
  •  выбор адекватной для ребенка учебной программы [2, с. 4].

В состав консилиума входят: директор школы, заместитель директора по учебной работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный-педагог, медицинский работник. По необходимости приглашаются педагоги, ведущие обучение конкретного обучающего и воспитатели.

1. Цель психологического сопровождения (коррекционную работу проводит педагог-психолог): осуществлять коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

2. Цель педагогического сопровождения: обучить детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации. В рамках данного направления свою деятельность осуществляет учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". Цель данных занятий: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребёнку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

На данных занятиях учитель-дефектолог:

  • обогащает чувственный познавательный опыт обучающихся (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отображать их в речи), нацеленный на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирует на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррегирует недостатки познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирует пространственно-временные ориентировки;
  • развивает слухоголосовую координацию;
  • формирует способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствует сенсорно-перцептивную деятельность;
  • обогащает словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправляет недостатки моторики; совершенствует зрительно-двигательную координацию; формирует точность и целенаправленность движений и действий.

3. Цель логопедического сопровождения: выявление и преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи.

Учитель-логопед:

  1. Осуществляет диагностику речевого развития обучающихся.
  2. Определяет и реализует на логопедических занятиях индивидуальный маршрут коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей обучающихся.
  3. Организует взаимодействие всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации обучающихся с проблемами речевого развития (работа с педагогами, ведущими уроки русского языка, классными руководителями, воспитателями и просветительская работа с родителями.

4. Цель социально-правового сопровождения (осуществляет социальный педагог): знакомить обучающихся с правами и основными свободами человека и развивать у них навыки социальной компетенции и правового поведения.

5. Цель лечебно-оздоровительного сопровождения (осуществляет медицинский работник): формировать привычки здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, сотрудничество с родителями в вопросах медицинского сопровождения. В рамках данного направления проводятся занятия лечебной физкультуры. На данных занятиях применяется система средств физической культуры, для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий, таких как плоскостопие, сколиоз, ожирение, нарушение осанки. Занятия ЛФК направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.

6. Цель воспитательного сопровождения: формировать привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Результаты первичной и повторной диагностики заносятся специалистами в индивидуальную Карту учёта динамики развития обучающегося.

Карта отражает динамику развития ребенка в течение каждого учебного года и хранится в образовательном учреждении до завершения ребенком образования в данном образовательном учреждении.
Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника после каждого психолого-медико-педагогического консилиума.


Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребенка на обследование специалистами ПМПК, при переходе обучающегося, воспитанника в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.

Вся система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения должна опираться на личностно-ориентированные технологии, которые основываются на положительном в личности, опираются на оптимистические перспективы в работе с каждым обучающимся, учитывают интересы воспитанников с точки зрения его всестороннего развития. Все участники сопровождения должны создавать ситуацию успеха для обучающихся, чтобы дать каждому возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя [1, с. 42].

Специальную работу нужно вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным усилием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.

Литература

  1. Белкин, А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: Технология XXI. – Екатеринбург, 2001. – 108 с.
  2. Бейсова, В.Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе/ В.Е. Бейсова. – Ростовн/Д:Феникс, 2008. - 283 с.
  3. Никишкина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.
  4. Петрова, В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 160 с.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/01/kremleva