Технология формирования предпосылок универсальной учебной деятельности у детей с ЗПР и ИН , как одно из специальных условий создания социальной ситуации развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Чехлова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог, МАДОУ "Гармония", д/с № 49 "Дом радости", Новоуральск

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком". Л. С. Выготский

Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает достаточно высокий уровень обеспечения готовности дошкольников к школе. Особенно актуальной становиться эта задача при реализации в отношении детей с ОВЗ. Согласно федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", вступившему в силу с 1 сентября 2013 года, дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе обучения и воспитания.

Для более успешной адаптации и интеграции таких детей в школьное образовательное пространство, для создания максимально возможной ситуации успеха для детей с ОВЗ важным направлением деятельности коррекционных педагогов-дошкольников является формирование предпосылок универсальной учебной деятельности.

Вот что о важности данной работы говорится в ФГОС ДО, который начал действовать с 01.01.2014года:

"1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:
….2)обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3)обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;..."

Результаты усвоения образовательной программы ДОО были определены Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования в виде целевых ориентиров, которые "предполагают … формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования".

Основным результатом деятельности по развитию у воспитанников моей группы для детей с ЗПР и ИН данных социально-нормативных возрастных характеристик стала репродуктивно-творческая методическая разработка "Технология формирования предпосылок УУД у дошкольников с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью", которая включила в себя:

  • задания для проведения диагностики уровня сформированности предпосылок УУД детей старшего дошкольного возраста;
  • систему игр, упражнений, приёмов коррекционной работы с детьми;
  • рекомендации для педагогов, воспитателей;
  • систему консультаций-практикумов с родителями "Мы готовы к школе?...!";
  • цикл видеопрезентаций к данным консультациям.

В течение последних трёх лет данная методическая разработка прошла апробацию и обеспечила обновление содержания коррекционно-образовательного процесса: игры, упражнения и приёмы были включены в рабочие программы по разделам ООП ДОУ.

Формированию личностных универсальных учебных действий, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию дошкольников (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), способствовали сюжетно-ролевая игра "Школа"; разучивание в игровой форме школьных правил, экскурсии в различные школы города, встречи с нынешними школьниками – выпускниками группы, чтение художественной литературы о школьной жизни с обсуждением, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них, оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.

Воспитанию регулятивных элементарных действий, которые обеспечивают организацию детьми своей учебной деятельности, содействовали экспериментирование (как ведущая деятельность для формирования целеполагания, планирования и прогнозирования); упражнения "Ситуации", с помощью которых дети принимали участие в разрешении различных проблемных ситуаций; игры " Слушаем тишину", " Правила", " Продолжи узорчик", " Проведи линию", направленые на выработку у дошкольников произвольности поведения.

Развитие познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических) проходило при помощи упражнений и игр, направленных на наглядное определение сходства и различия объектов, нахождение закономерностей,обобщение, выделение лишнего объекта из группы, рассказывание по схеме, действие по плану.

Обеспечить социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми позволяют будущим школьникам развитые коммуникативные действия. Для их становления у детей группы использовались совместная, коллективная работа в различных видах деятельности, которая объединяет детей общей целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок познает азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата, помогает осваивать умения коллективного планирования, учится согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Игры "Хвалюшка", "Парочки", "Зеркала", "Добрый день", "Чуткие руки" развивали у детей человеческую способность к сотрудничеству.

Активно включились в работу по реализации "Психолого-педагогические рекомендаций для педагогов, осуществляющих практическую деятельность по подготовке детей к школе" воспитатели группы и другие педагоги детского сада.

Перенос коррекционного эффекта, позитивных сдвигов из системы специальных занятий в дошкольном учреждении в реальную жизнедеятельность ребёнка осуществлялся за счёт оптимизации взаимодействия с близкими воспитаннику группы взрослыми (родителями, опекунами и другими членами семей). Повышению активности участия семей в предшкольной подготовке детей способствовали разнообразные, в том числе, интерактивные формы:

  • система практических заданий для совместной деятельности родителей и детей в условиях семейного воспитания (еженедельно);
  • Родительский форум (в течение учебного года);
  • консультации-практикумы "Мы готовы к школе?...!" по вопросам роли родителей в развитии у детей предпосылок УУД с использованием компьютерных презентаций и раздаточных материалов (раз в две недели);
  • индивидуальное консультирование по вопросам динамики коррекционной работы и прогнозирования перспектив школьного обучения;
  • участие детей и родителей группы в проведении Дней открытых дверей в ГОУ СО "Новоуральской СКОШ №59", ГКОУ СО "НСКОШ № 50"(коррекционных школ города), ЭОР (электронные образовательные ресурсы) так же активно использовались в совместной деятельности с детьми группы. Такие компьютерные игры, как "Учимся говорить правильно", "Маша и медведь. Развивающие занятия. Подготовка к школе", "Лунтик. Подготовка к школе", "Школа развития Монтесори" и т. д., позволяют значительно повысить мотивационную составляющую процесса формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Постоянно повышать уровень профессиональной компетентности по выбранному направлению деятельности мне позволили международный русскоязычный социальный образовательный интернет – проект maaam.ru, Социальная сеть работников образования nsportal.ru, сайт журнала "Первоклассные Родители" (издание Мэра и Правительства Москвы) и другие электронные издания, ориентированные на коррекционно-педагогическую деятельность.

Повышению результативности работы по данному направлению значительно способствовало участие в проведении Круглых столов по вопросам преемственности ДОУ и коррекционных школ города, городском научно-практическом семинаре "Преемственность дошкольного и начального школьного образования. Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности" 2013г., проведённом ГОУ СО " Новоуральской СКОШ № 59".

Эффективность формирования данных социально-нормативных возрастных характеристик в ходе проводимого мною коррекционно-образовательного процесса подтверждается оптимальными результатами в ходе диагностики освоения детьми примерной основной общеобразовательной программы ДОО.

Важнейшим мероприятием, презентующим положительные итоги применения данной технологии, явилось обследование детей моей группы специалистами территориальной областной психолог-медико-педагогической комиссии .

У 100% воспитанников группы комиссией отмечалась благоприятная динамика развития, оптимальный уровень подготовки к обучению в школах различных видов.

99 % выпускников группы с 2010 по 2014 г. успешно адаптировались в школах разного вида. Выпускники группы "Золотой ключик" - активные участники, призеры и дипломанты школьных выставок, конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований.

Опыт профессиональной деятельности мной был представлен:

  • в ходе открытых показов совместной с детьми познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности для педагогов города ;
  • в городском конкурсе программно-методических материалов "Инновационные технологии в обучении и воспитании как основа повышения качества общего образования" (диплом I степени) ,2012г.;
  • в ходе подготовки и проведения регионального семинара "Использование биоадекватных технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ" 2013г.;
  • на выставке инновационных проектов ДОУ Свердловской области в рамках областного форума работников системы дошкольного образования "Современное дошкольное образование: тенденции развития, проблемы и перспективы" (материал был включён в сборник авторского коллектива д/с №46 "Использование биоадекватных технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ", 2013г.;
  • на II Международном Интернет-конкурсе для педагогов "Здравствуйте, дети", проводимом Центром психолого-педагогических технологий "СО-ТВОРЕНИЕ" на сайте Международных интернет-конкурсов "ВДОХНОВЛЁННЫЕ ДЕТСТВОМ" 2013г.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/01/chehlova