Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов как механизм реализации ПМП сопровождения ребенка с ОВЗ

Овечкина М. С., учитель-логопед, ГКОУ СО "НСКОШ № 50", Новоуральск

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью. Это позволяет учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода. Один из основных механизмов реализации ПМП сопровождения ребенка с ОВЗ - взаимодействие специалистов образовательной организации.



Я представляю опыт организации взаимодействия учителя-логопеда и учителя в начальных классах школы 8 вида. Передо мной стояла задача обеспечить преемственность в работе участников образовательных отношений посредством сотрудничества и в соответствии с основными задачами образовательной области "Язык и речевая практика" и учебной программой по логопедии "Формирование коммуникативной функции речи". С этой целью была создана структурно-функциональная модель взаимодействия учителей начальных классов и учителя-логопеда, отражающая содержание плана по основным направлениям сотрудничества: диагностическое, организационное, аналитическое, методическое, консультативное.

В процессе осуществления взаимодействия мы используем такие коллективные формы, как:

  • наблюдение за обучающимися в процессе учебной деятельности, обсуждение динамики успехов обучающихся в формировании правильных речевых навыков;
  • совместное обследование и анализ результатов уровня сформированности связной устной речи обучающихся, оценка эффективности коррекционного воздействия, корректировка планирования дальнейшей работы с учетом достижений обучающихся;
  • участие в работе школьной ПМПК, школьных МО.

Эффективными индивидуально-групповыми формами являются:

  • знакомство педагогов с результатами речевого обследования, со списком обучающихся, принятых на занятия и взятых на учет,
  • заполнение индивидуальных карт учета динамики развития,
  • взаимопосещение учебных и логопедических занятий и уроков,
  • составление рекомендаций по использованию коррекционных методов и приемов для развития связной устной речи обучающихся.

Наряду с традиционными формами взаимодействия в ходе инновационного движения в образовании появились новые:

  • проведение интегрированных уроков,
  • участие в организации и проведении недели начальной школы, недели детской и юношеской книги, трудовой недели "Мир профессий" в рамках реализации "Программы совместного профессионального проектирования по формированию жизненной перспективы обучающихся с умственной отсталостью".

Решение задач по обеспечению единства требований, своевременного взаимодействия педагогов начальной школы и логопеда, единого терминологического пространства, преемственных форм, методов, технологий, на наш взгляд, возможно посредством осуществления связи логопедических занятий с уроками "Чтение", "Письмо", "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности". С учетом объема, содержания учебного материала и планируемых результатов образовательных программ по предметам и логопедических занятий, было определено содержание совместной деятельности учителя начальных классов и учителя-логопеда по развитию и коррекции всех структурных компонентов речи. Оно включает: развитие понимания речи, развитие просодической стороны речи, формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления, коррекционную работу на фонетическом, лексико-грамматическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, предупреждение и коррекцию дислексии и дисграфии. Систематизированная совместная работа учитывается мною и учителем при планировании уроков, индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и групповых логопедических занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи в 1 классе, по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии во 2-3 классах. Таким образом, объем приобретаемых знаний, умений и навыков по формированию у умственно отсталых детей языковых и речевых средств взаимодополняется, что обеспечивает преемственность и позволяет решать задачи по оптимизации учебного процесса обучающихся с умственной отсталостью.

Результатом содружества учителя-логопеда с учителями начальных классов становятся повышение качества личностных и предметных результатов обучающихся. Творческое сотрудничество помогает формировать у педагогов школы информационную готовность к работе с детьми с ОВЗ, способствует профессиональной компетентности участников образовательного процесса, обеспечивает условия для создания единого образовательного пространства, координации и совместной разработки содержания обучения.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/01/ovechkina