Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Тимофеева Анна Сергеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Тавдинская СКОШИ", Тавда

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья.

В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а так же делать занятия более интересными и необычными.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе: оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигие-нические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • формирование черт гармонично развитой личности.

Здоровьесберегающие технологии, обеспечивают благоприятную психологическую и педагогическую обстановку, способствуют повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Виды здоровьесберегающих технологий применяемых на коррекционных логопедических занятиях.

Логопедический массаж – это часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Систематическое проведение оздоровительного массажа улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи возникают импульсы, которые оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Комплексы массажа составляются на каждого ребенка индивидуально.

Виды: массаж органов артикуляционного аппарата; расслабляющий массаж; сухой бассейн; су – джок терапия.

Кинезеологические упражнения - в ходе их систематического использования у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении.

Пальчиковая гимнастика - истематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике – содружественное взаимодействие руки и языка. Систематически применение данную технологию, значительно ускоряет процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный прием в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС.

Арттерапия - лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.

Психогимнастика –это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Регулярное проведение таких упражнений позволяет: выработать правильное речевое дыхание; стабилизировать общий тонус организма; развивать общую, мелкую артикуляционную моторику; улучшить фонематический слух и ритмико – интонационную сторону речи; повысить речевую активность.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания.

Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением.

Таким образом, создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно – психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей. Рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе даёт положительные результаты. Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/01/timofeeva