Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ОВЗ: актуальные проблемы, перспективы деятельности ПМПК

Воробьев Игорь Константинович, учитель-дефектолог, ТО ПМПК, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Практику психолого-педагогического сопровождения в настоящее время, в связи с ведением ФГОС, необходимо рассматривать как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Опыт работы территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий (ТО ПМПК) Свердловской области показывает, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает не только сам ребенок с ОВЗ, но и его родители, педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

 Особую роль приобретает индивидуальное сопровождение детей в образовательной организации, которое предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной "групп риска" (т.е. детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой подход сопровождения детей с ОВЗ обеспечивает, на наш взгляд, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, а это предполагает постоянное осуществление их комплексной педагогической, психологической, социальной и медицинской поддержки.

Обычная образовательная организация, в силу объективных причин, не в состоянии обеспечить создание таких условий, хотя в каждой школе сегодня обучаются дети с ОВЗ. Как быть в такой ситуации? Опытные руководители школ, как правило, обращаются за помощью в специализированные Центры сопровождения детей с ОВЗ или ТО ПМПК при государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях. Как преодолеваются основные проблемы сопровождения ребенка с ОВЗ и как организовано взаимодействие с муниципальными образовательными организациями рассмотрим на примере деятельности ТО ПМПК "Новоуральская СКОШ № 59".

По мнению специалистов ТО ПМПК Свердловской области педагогам общеобразовательных школ часто приходится сталкиваться с пограничными состояниями, психопатиями и некоторыми психосоматическими функциональными отклонениями обучающихся. Это обусловлено рядом причин, наиболее выраженных в адаптационные периоды обучения. В связи с этим у многих детей, приходящих в школу в первый класс, наблюдаются низкие показатели готовности к школьному обучению и, как следствие, не все первоклассники благополучно адаптируются к школе. У них низкий уровень сформированности интеллектуальной сферы сочетается с устойчиво неблагоприятной структурой эмоционально-личностной сферы. К тому же эти дети часто болеют, что является дополнительным фактором школьной дезадаптации. Вместе с тем, как отмечают специалисты ТО ПМПК, школа также может способствовать возникновению отклонений в психосоматическом здоровье учащихся или обострению уже имеющихся. Часто педагог не всегда знает, какие соматические заболевания и нервно-психические отклонения имеют ученики его класса. Незнание особенностей поведения и учения таких детей приводит к их непониманию, невозможности ведения индивидуально-коррекционной работы, что усугубляет состояние их здоровья, приводит к хронической неуспеваемости или нарушению дисциплины. Наиболее эффективной формой работы по созданию здоровьесберегающей среды, по мнению специалистов ТО ПМПК "Новоуральская СКОШ № 59" является углубленное консультирование педагогов и родителей, ближайшего окружения ребенка с ОВЗ.

В практике работы используются разнообразные формы консультирования:

  • консультирование ребенка;
  • консультирование взрослого;
  • очное консультирование;
  • телефонное консультирование;
  • Интернет консультирование;
  • групповое и комплексное консультирование;
  • первичное и последующее консультирование.

Грамотно проведенное консультирование на данном этапе сопровождения ребенка с ОВЗ позволяет успешно решать следующие вопросы:

  • формирование здорового образа жизни;
  • решение личностных проблем развития ребенка с ОВЗ в т.ч. на первоначальном этапе обучения;
  • выбор образовательного маршрута;
  • преодоление последующих затруднений в обучении и воспитании ребенка в ОВЗ.

Если при возникновении личностных или познавательных проблем ребенку с ОВЗ или нарушением поведения не оказывается необходимая помощь со стороны школы, то у него могут нарастать различные формы школьных неврозов, в том числе дидактогенный, как способ неадекватной компенсации неподготовленности к новым условиям развития. Эта проблема преодолевается путем тесного взаимодействия ТО ПМПК и школьных ПМП консилиумов, что позволяет, по нашему мнению, создать психологически благоприятную атмосферу образования. Отношения родителей, педагога к ребенку с ОВЗ должны строиться на его безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Какова же роль ТО ПМПК в разрешении проблемы взаимодействия с образовательной организацией? Это в первую очередь различные виды помощи: психологическая, медицинская, логопедическая, педагогическая, методическая, юридическая. Как правило, такая помощь представляет собой различные виды консультирования, проведение тренингов, индивидуальных или групповых коррекционных занятий и др.

Следующая проблема касается каждого педагога, работающего с детьми с ОВЗ или с трудностями в поведении. В чем она заключается? Суть её в том, что для каждого современного учителя возникает острая потребность продумывать соответствующую психологическую партитуру каждого урока, опираясь на закономерности протекания познавательных процессов. Это особенно актуально при осуществлении целенаправленной специфической помощи, направленной на коррекцию познавательных процессов или поведения. Собственно в этом и заключается суть психологического сопровождения полноценной учебной деятельности. Специалисты ТО ПМПК в этой ситуации, используя различные виды консультаций, тренинги, дискуссии, круглые столы по повышению педагогического мастерства педагога, помогают учителю найти наиболее приемлемые и рациональные способы организации учебной деятельности при подготовке к уроку. Особую положительную роль в этом направлении играет обмен педагогическим опытом. Специалисты ТО ПМПК всегда принимают активное участие на проводимых Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, ГАОУ ДПО СО ИРО научно-практических конференциях, постоянно привлекают для участия в них педагогов-практиков, работающих в сфере сопровождения детей с ОВЗ. В последнее время для обмена педагогическим опытом специалистами ТО ПМПК широко используется информационно-коммуникационные технологии.

Сегодня мы живем и работаем в открытом образовательном пространстве, которое характеризуется сложившимися координационными, информационными связями между различными социальными службами, занимающимися с детьми, подростками с ОВЗ в пределах микрорайона, городского округа, региона. Это повышает ответственность специалистов ТО ПМПК, поднимает их конкурентоспособность, требует занимать активную позицию в создании условий для обеспечения не только требуемого качества образования детей с ОВЗ, но и удовлетворения их потребностей в развитии интересов и склонностей.