Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов с задержкой психического развития средствами проектной деятельности

Смирнова Елена Николаевна, учитель начальных классов, Асбестовская СКОШИ, Асбест

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Основной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей с ЗПР в начальной школе - это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.

Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ведущую компетенцию, обеспечивающую у учащихся "умение учиться". Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

  • представление о действии, первичный опыт и мотивация;
  • приобретение знаний о способе выполнения действия;
  • тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
  • контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Практика показывает, что одной из наиболее эффективных технологий, формирующих умение планировать свою деятельность (регулятивные УУД), находить пути реализации и оценивать её (познавательные УУД), является технология проектной деятельности. Данная технология может применяться не только на уроке, но во внеурочной деятельности, которой по новому стандарту придается большое значение.

Если проанализировать все этапы проектов, можно увидеть, что через проектную деятельность идёт формирование всех УУД и, причём в единстве друг с другом.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создаёт предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных результатов:

  • определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
  • работа по составленному плану,
  • понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Проектная деятельность позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

  • предполагать, какая информация нужна,
  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет).

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация проекта – способствует формированию коммуникативных умений:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом),
  • прогнозировать последствия коллективных решений,
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Используя в своей работе с детьми ЗПР проектную деятельность можно улучшить результаты обучающихся: в поведении; в эмоционально-волевой сфере; в коммуникации; в обогащении словарного запаса; в улучшении моторных навыков; в учебной мотивации; в повышении работоспособности; памяти, внимания, мышления; самооценки.

Рекомендуемые проекты : "Моя малая родина", "Моя семья", "Мой класс и моя школа", "Мой домашний питомец", "Профессии", "Хоровод круглый год", "Мы живём в сказочной стране Лукоморье".

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/03/smirnova