Формы словарной работы с учащимися с ОВЗ на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования УУД

Салимзянова Лилия Мансуровна, учитель русского языка и литературы, "Асбестовская СКОШИ", Асбест

"За каждым словом стоит целый мир". Генрих Бёлль, писатель

В стандартах второго поколения (ФГОС) акцент делается на формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. В этом заключается принципиальное отличие ФГОС от предыдущих образовательных стандартов. УУД - основа умения учиться - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса.

УУД учащихся формировались в 1-4 классах (начальное общее образование), продолжат они формироваться и в основной школе, в том числе и на уроках русского языка в 5 классе. Предлагаю к рассмотрению коллег свой опыт работы над словарными словами как готовность к введению ФГОС в основном общем образовании.

  1. ФГОС ООО устанавливает следующие предметные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (предметная область ФИЛОЛОГИЯ. Русский язык):
    1. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического);
    2. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
    3. овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
  2. Задачи работы над словарными словами вытекают из предметных требований следующие: научить учащихся правильно произносить словарное слово, знать его лексическое значение, правильно писать словарное слово, правильно употреблять его в речи: расширять словарный запас учащихся с задержкой психического развития, обогащать активный словарь, что является актуальным для данного контингента обучающихся с ОВЗ.
  3. Формы работы. Над словарными словами можно поработать интересно и по-разному. Слово как основная единица языка рассматривается на уроке и показывается учащимся с разных сторон: фонетической (звучание), лексической (смысловой), структурной (состав), грамматической (как часть речи), синтаксической (как единица, которая может быть связана с другими словами). Исходя из вышеперечисленных характеристик предлагаю следующие возможные упражнения при работе со словарным словом в контексте формирования УУД.

 

       Упражнение

Формируемые УУД

регулятивные

   познавательные

коммуникативные

1. Произносим слово орфоэпически

-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона

- умение находить информацию

-умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми

2. Находим и комментируем известные орфограммы

-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона,

-умение вносить изменения в план и результат действия

- умение анализировать, строить доказательства

-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами

3. Толкуем лексическое значение слова

-умение поставить учебную задачу на основе знания/незнания,

 

- умение находить информацию,

- владение смысловым чтением

 

-умение сотрудничать в поиске и сборе информации,

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

4.  Поясняем значение слова (при  многозначности)

-умение поставить учебную задачу на основе знания/незнания,

 

- умение находить информацию,

-  владение смысловым чтением,

- умение строить доказательства

-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами

5. Указываем язык-источник (для заимствованных)

-умение поставить учебную задачу на основе знания/незнания

- умение находить информацию,

-  владение смысл. чтением

 

6. Образуем родственные (однокоренные) слова: с уменьшительно-ласкательным суффиксом, называющие лиц мужского или женского пола, человека по его профессии или роду занятий и т.п.

-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона,

-умение вносить изменения в план и результат действия

-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель,

-умение строить доказательства

-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами

7. Подбираем слова разных частей речи

-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона,

-умение вносить изменения в план и результат действия

-умение строить доказательства

-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами

8. Разбираем слово по составу

-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата

-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель,

-умение использовать знаки

 

9.Составляем словосочетание

-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона

 

-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами

 

10.  Составляем

предложение

-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона

 

-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

11. Различные виды диктантов: словарный, мини-, диктант с продолжением

-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона

- ЭВС как способ к выбору ситуации мотивационного конфликта и способность к преодолению препятствий

-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель

 

12. Игры со словарным словом:

 - «Я знаю…» - запиши слова на определенную букву, запиши слова по тематическим группам, например, «Спорт», «Цвет» и др.

 - «Алфавит» - расположи слова в алфавитном порядке

-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата,

-умение сличать результат с эталоном для обнаружения отличий от эталона

-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель,

-умение определять основную и второстепенную информацию

-умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами

13. Придумай рассказ со словарными словами

-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата,

-умение вносить изменения в план и результат действия,

- ЭВС как способ к выбору ситуации мотивационного конфликта и способность к преодолению препятствий

-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель,

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

-владение монологической речью,

-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

14. Продолжи  рассказ по картинке, используя словарные слова. Как развивались события? И т.п.

-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата,

- ЭВС как способ к выбору ситуации мотивационного конфликта и способность к преодолению препятствий

-  владение смысловым чтением,

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

-владение монологической речью,

-умение ясно и полно излагать свои мысли в соотв. с задачами,

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

15. Найди словарные слова в текстах  СМИ

-умение определить последовательность действий с учетом конечного результата

 

- умение находить информацию,

- владение смысловым чтением,

- умение понимать язык средств СМИ

 

15. Конкурс  «Лучший словарик»

 

-умение самостоятельно выделить и сформулировать учебную цель

-умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/03/salimzyanova