Использование педагогических технологий при обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья

Рябикина Елена Александровна, учителья английского языка, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школах России постоянно растёт, однако, современные образовательные стандарты предъявляют всё более высокие требования к уровню овладения всеми видами компетентностей без учёта образовательных потребностей к младшим школьникам. Следовательно, возникает проблема: как помочь учащимся овладеть всеми видами компетентностей?


Основная цель современного учителя - соотнести индивидуальные возможности обучающихся с необходимостью выполнения образовательного стандарта. К сожалению, готовность к изучению иностранного языка у детей несколько снижена, что обусловлено недостаточной познавательной активностью, пространственной ориентацией и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.

Для учителя иностранного языка главная трудность на уроке состоит в том, чтобы найти и выбрать методы и формы организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Исходя из особенностей учащихся с ОВЗ, в качестве ведущей педагогической технологии выбрала игровую технологию при обучении английскому языку.

Учащиеся младшего школьного возраста очень любят играть, поэтому подача лексического и грамматического материала в игровой форме очень актуальна для детей с ОВЗ. Внимание особенного ребенка не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений. Устав от серьезного учебного материала по другим предметам, дети легко и активно воспринимают интересные для них проблемные истории на уроках английского языка, окунаются в мир сказки. Все это способствует возникновению у них положительной мотивации к предмету "английский язык", а также побуждают к участию в деятельности на уроке, одновременно развивает их: память (учитель выставляет предметы/ вывешивает картинки, затем убирает один/одну из них или меняет местоположение), догадку (ученик изображает какое-нибудь животное, класс отгадывает), артикуляционный аппарат (подражание звукам животных, предметов, русские и английские скороговорки), мышление (найти выход из лабиринта), творчество и т.д. Учебная игра, с моей точки зрения, способствует выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности обучающихся к речевому общению; обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировке в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Часто на уроке для закрепления или тренировки лексического или грамматического материала использую мяч при тренировке лексики по темам: "Еда", "Названия цветов", "Животные", "Счет" и т.д. Эта подвижная игра позволяет снять усталость, напряжение.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Для создания оптимальных условий комфорта, раскрепощения детей, я использую паузы релаксации, на которых практикую динамические игры: выполнение команд (sing, run, skip, count, climb и т.д.), движений с героями видеоролика под музыку.

Использование ИКТ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в современной школе, так как это способствует модернизации общего образования, повышает культуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся.

Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала (иллюстративный и аудиоматериал, интерактивные элементарные лексические, грамматические, игровые задания и тесты) - все это является незаменимыми помощниками учителя. Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха, необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.

Положительный результат достигается и при использовании опорных схем, разных подсказок, помогающих учащимся поддерживать интерес к изучению иностранного языка, легче усваивать лексический и грамматический материал. Опорные схемы, анимационные подсказки придумываем вместе с детьми. Например, при введении новой лексики мы стараемся найти русское слово, похожее по смыслу и звучанию н английское (balloon = баллон); жесты, помогающие запомнить новые слова; при пересказе текста заменяем как можно больше слов картинками, рисунками-кроки, повторяющиеся местоимения, союзы – определенными символами. На отдельных карточках с цветными полосками написаны фрагменты предложений, задача команды заключается в составлении как можно большего количества предложений с данными фрагментами.

Таким образом, комплексное использование вышеназванных технологий на уроках английского языка стимулирует личностную, интеллектуальную активность, развивает познавательные процессы, способствует формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Асмолов А.Г. "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе", Москва, Просвещение, 2010.
  2. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30.
  3. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010.№7.- с.209-216.Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.