Метод проектов как модель формирования УУД на уроках трудового обучения

Шевцова Зинаида Павловна, учитель трудового обучения, Верхнесалдинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, Верхняя Салда

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.


 Метод проектов приобрел известность во многих странах, в том числе и в России, где использовался в школьном и вузовском обучении еще в 20-годах XX века. Он применялся С. Т. Шацким, В.Н.Сорокой – Росинским, А.С.Макаренко и другими известными педагогами. Считалось, что этот метод способен повысить эффективность усвоения знаний, обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, помочь в нахождении способов и путей развития самостоятельного мышления ребёнка, требуемых для того, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной работе. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной адаптации.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методы в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также творческую атмосферу в коллективе.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребёнка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Метод проектов - педагогическая технология, которая не утратила своей привлекательности и в наши дни, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых; это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своих действий. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.

Использование метода проектов позволяет учителю на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении, а учащимся – на практике использовать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин.

Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у школьников и дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. У учеников развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание учащимися нравственной ценности трудового начала жизни.

Цель работы над проектом – включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до её осуществления. Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения и навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Важную роль в проектном обучении играет информационно - методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий. Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий.

В заключение необходимо отметить определяющее значение практико-ориентированных действий для достижения конечных результатов работы. Проектное обучение должно сохранять свое главное достоинство – постоянный анализ идей, результатов и путей решения проблем, поиск новых задач и методов деятельности.

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса, что требуют новые ФГОСы. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся. Проектное обучение в группах может строится на основе как индивидуальной, так и совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.

Совместная разработка проекта может помочь учащимся "лучше узнать друг друга, сплотить и объединить". Но самое большое достижение - это, конечно, познание самого себя, своих возможностей, собственных результатов.

Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.