Проектная и исследовательская деятельность с учащимися ОВЗ как модель формирования универсальных учебных действий

Макарова Наталья Федоровна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "ЦПМСС "Речевой центр", Екатеринбург

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу". Японская мудрость.



В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии.В России по социологическим данным к основной группе здоровья можно отнести не более 14% детского населения, а у остальных 86% детей наблюдаются разной степени выраженности либо функциональные нарушения – 49,9%, либо хронические заболевания – 36,6%.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Всем известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательных универсальных учебных действий. Именно поэтому формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность приобретает особую актуальность. Ведущее место среди инновационных методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная и деятельность оказывает наибольшее влияние:

  1. Рефлексивные умения:
    1. умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
    2. умение отвечать на вопрос: чему я научился?, чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
    3. умение адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
  2. Поисковые (исследовательские) умения:
    1.  умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
    2. умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
    3. умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
    4. умение находить несколько вариантов решения проблемы;
    5. умение выдвигать гипотезы;
    6. умение выбирать лучшее решение из нескольких предложенных;
    7. умение устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Навыки оценочной самостоятельности:
    1. умение оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
    1. умение коллективного планирования;
    2. умение взаимодействовать с любым партнером;
    3. умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
    4. навыки делового партнерского общения;
    5. умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  5. Информационные умения:
    1. умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
    2. умение выявлять, какой информации или каких умений недостаёт.
  6. Коммуникативные умения:
    1. умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
    2. умение вести дискуссию;
    3. умение отстаивать свою точку зрения;
    4. умение находить компромисс;
    5. навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
  7. Презентационные умения и навыки:
    1. навыки монологической речи;
    2. умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения;
    3. умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
    4. умение отвечать на незапланированные вопросы.
  8. Менеджерские умения и навыки:
    1.  умение проектировать процесс;
    2. умение планировать деятельность, время, ресурсы;
    3. умение принимать решение;
    4. умение распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Рассмотрев сущность универсальных учебных действий и сущность проектной деятельности, и сравнив перечни универсальных учебных действий, упомянутых в стандарте начального образования, и умений, развитию которых способствует использование проектной деятельности в процессе обучения, можно подтвердить гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.

Литература

  1.  А.Б. Воронцов и др. Проектные задачи в начальной школе. / М. : Просвещение, 2011.
  2. "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами". Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/03/makarova