Рабочая программа по физике в условиях обучения детей с задержкой психического развития при реализации ФГОС ООО

Валиева Накия Файзелхановна, учитель физики, ГКОУ СО "Березовская СКОШ", Березовский

В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. К работе по новому образовательному стандарту (ФГОС ООО) в 7 классе учителя физики в большинстве своем приступят через два года (в 2016/2017 учебном году).


При адаптации содержания и составлении программ основное внимание необходимо обратить на овладение детьми практическими умениями и навыками. Предусмотреть уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем для обзорного, ознакомительного изучения.

Рабочая программа учебного курса - документ, составленный с учетом:

  • особенностей образовательного учреждения в целом;
  • конкретного класса (состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, качество учебных достижений, образовательных потребностей и возможностей, приоритеты педагога, состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса);
  • требования ФГОС.


Обучение предмету "Физика" детей с ограниченными возможностям здоровья ведётся на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. Важными коррекционными задачами курса физики в классах VII вида для детей с ОВЗ являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля.


Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у обучающихся с ЗПР. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации эксперимента, а также проведению (почти на каждом уроке) кратковременных лабораторных работ, которые развивают умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные. В статье я предусмотрела включение коррекционных элементов в рабочую программу при переходе ФГОС ООО.

Содержание элементов рабочей программы

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка - планирование коррекционной работы по предмету, которая предусматривает: 1. восполнение пробелов в знаниях; 2. подготовку к усвоению и отработку наиболее сложных разделов программы; 3. развитие высших психических функций и речи обучающихся.
  3. Общая характеристика учебного предмета, курса Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
    1. наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
    2.  поэтапное формирование умственных действий;
    3. опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
    4. безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
    5. обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
  4. Описание места учебного предмета Учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам, ориентируясь на используемый УМК, с учётом особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты требования к уровню подготовки учащихся по предмету в соответствии с ФГОС. Для детей с задержкой психического развития следует разработать дифференцированную оценку результатов деятельности. Учебные достижения ребёнка с ЗПР сопоставляются с его предшествующими достижениями.
  6. Содержание тем учебного курса.
  7. Календарно-тематическое планирование (в этом разделе необходимо учитывать коррекционную направленность и ее реализация:
    1. выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале);
    2. опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов);
    3. соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности;
    4. введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности;
    5. учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно-ориентированного обучения;
    6. практико-ориентированная направленность учебного процесса;
    7. связь предметного содержания с жизнью;
    8. проектирование жизненных компетенций обучающегося;
    9. включение всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу.
  8. УМК.
  9. Приложения к программе