Рекомендации по формированию познавательной активности обучающихся с ОВЗ в процессе обучения математике

Карякина Мария Григорьевна, учитель математики и информатики, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Современная система образования предъявляет высокие требования к выпускникам. Основой Федерального государственного образовательного стандарта [1, стр.2] является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: "формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся".


Период получения обучающимися основного общего образования приходится на 5-9 классы основной школы. Наибольший интерес в исследовании представляет 5 класс. Возрастным особенностям и особенностям развития личности здесь характерно следующее [2, cтр.171-173]:

  1. "бурное физическое и половое развитие", повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность;
  2. подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями;
  3. включение подростка в разные виды социальной деятельности, формирование нравственных качеств, ответственности перед коллективом;
  4. растет стремление к самоактуализации, развивается способность к рефлексии, осознанию своего внутреннего мира.

Данный возрастной период наиболее благоприятен для формирования у учащихся таких качеств как саморегуляция, самоанализ, способность принимать решения.

Кроме вышеперечисленных возрастных особенностей при работе с детьми с ОВЗ следует учитывать влияние дефектов психофизических особенностей развития на усвоение математики:

  • нарушение восприятия (зрительное и слуховое) - нарушение осмысления восприятия;
  • фрагментарность восприятия - воспринимает только часть условия (чертежа);
  • нарушение фонематического слуха;
  • дефекты памяти (здесь имеются в виду дефекты механической памяти и дефекты восприятия );
  • недостаточное развитие речи;
  • дефекты моторики;
  • дефекты деятельности (недостаточный личный опыт учащихся, проблемы в определении отношений понятий "больше"- "меньше");
  • дефекты самоконтроля;
  • индивидуальные трудности (негативное восприятие, отсутствие воли, высокая утомляемость, замкнутость, гиперактивность, акалькулия, дискалькулия).

Опираясь на психолого-педагогические, психофизические особенности обучающихся с ОВЗ можно сказать, что наиболее эффективным периодом для формирования умения учащихся принимать решения в процессе обучения математике будет 5-6 класс. При этом решению математических задач следует уделять особое внимание, поскольку таким образом можно решать как образовательные, воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи обучения.

Для детей с психофизическими отклонениями особенно трудны длинные цепочки рассуждений, математический язык, связь нового учебного материала с предыдущим. Для повышения эффективности обучения математики и уменьшения перечисленных проблем можно воспользоваться схемой решения задач[3], состоящую из 8 этапов. В таблице 1 представлены коррекционно– развивающие задачи и формируемые познавательные универсальные учебные действия на каждом этапе решения задач[4].

Таблица 1 - Этапы решения задачи.

 

Этапы решения задачи

Решаемые коррекционно– развивающие задачи

Формируемые познавательные УУД

 

1 этап – анализ задачи

Развитие мыслительных операций анализа, обобщения

построение рассуждения, выделение существенных признаков понятий

2 этап – схематическая запись задачи

Развитие словесной речи и обогащение ее за счет математической терминологии, знаково- символьное представление информации

использование модели, схем и знаково-символических средств для решения задач.

 

3 этап – поиск способа решения задачи

Развитие познавательной способности и познавательной активности

построение рассуждения, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

4 этап – осуществление решения задачи

Формирование навыков  вычисления и применения известных формул и правил

использование схемы решения задач;     

осуществление выбора эффективного способа решения задачи из ряда предложенных;

владение рядом общих приемов решения задач.

5 этап – проверка решения задачи

Развитие внимательности и логичности рассуждений с  применением математической терминологии

владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

6 этап – исследование задачи

Развитие познавательной способности и познавательной активности

установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

7 этап – формулирование ответа задачи

Развитие словесной речи и обогащение ее за счет математической терминологии

построение рассуждения, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

8 этап – анализ решения задачи

Развитие мыслительных операций анализа, обобщения

построение рассуждения, выделение существенных признаков понятий

В качестве рекомендаций при решении задач на уроках математики в классах с обучающимися с ОВЗ можно предложить следующее:

  • при решении задач вместе с ребенком необходимо обратить внимание на ее выполнимость (ситуация успеха);
  • при наличии иллюстраций большую часть времени уделять анализу (кроме устного анализа нужно письменно прописывать детали);
  • читать задачи вслух ( приводить жизненный пример);
  • особое внимание уделять заучиванию формул (лучше в форме стихов, песен, обозначений);
  • использовать для счета материальные предметы.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.— М.: Педагогическое общество России, 2003.—512 с.
  3. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. "Как научиться решать задачи": Пособие для учащихся.–2-е изд., перераб и доп.–М. Просвещение, 1984-175с, ил.
  4. Карякина М.Г. Методическое пособие "Формирование универсальных учебных действий у обучающихся" – Новоуральск: Новоуральская СКОШ №59, 2014.–24 с.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/03/karyakina