Организация внеурочной деятельности обучающихся ГКОУ СО СКОШИ №78 в соответствии с ФГОС

Козлова Ирина Анатольевна, заместитель директора по ВВР школы-интерната №78 для слабовидящих и слепых детей, Екатеринбург

Одна из важнейших проблем в современном российском образовании связана с определением качества образования как результата. Однозначно, что сегодня нельзя рассматривать результат деятельности школы как вооружение ученика системой знаний, умений и навыков. Российское общество, заинтересованы в том, чтобы из школы выходил человек, способный нести ответственность за свое жизненное и профессиональное благополучие, способный к здоровому образу жизни, к жизни в поликультурном, многонациональном мире. Развитие личности становится основной целью и результатом образования.

В соответствии в ФГОС под личностным развитием понимается развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности, формирование ценностно-смысловых ориентаций, развитие самосознания, позитивной самооценки, готовности к преодолению трудностей, и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью.

Именно в образовательных учреждениях необходима системная работа, направленная на духовно-нравственное развитие личности; предусматриваю-щая объединение усилий учреждений образования с семьей и различными социальными институтами в решении задач воспитания.

Воспитательная работа всегда была и остается неотъемлемой и значительной частью деятельности школы-интерната. Особенности места и роли воспитания в образовательной системе школы-интерната вытекают из специфики образовательного учреждения.

Во-первых, все воспитанники школы-интерната имеют отклонения в раз-витии и через воспитательную систему необходимо создать условия для их успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

Во-вторых, фактически попадая в школу-интернат в младшем школьном возрасте, воспитанники большую часть своего времени проводят в отрыве от семьи, и школа вынуждена брать на себя воспитательные функции семьи.

В-третьих, анализ социального состава семей показывает, что многие из них не обладают достаточным воспитательным потенциалом, и образовательное учреждение призвано компенсировать пробелы семейного воспитания.

В последние годы в теории и практике специального образования заметно обозначился интерес к реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культуры, искусства, спорта и через активное их привлечение к социально значимой деятельности.

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа реализуется в ОУ и через внеурочную деятельность, которая предоставляет воспитанникам прекрасные возможности для успешной самореализации, способствует формированию положительной Я - концепции, что особенно важно для дальнейшей адаптации ребёнка-инвалида в социуме.

Добровольная основа внеурочной деятельности в соответствии с выбором участников образовательного процесса и многообразие её видов обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию обучающимся, стимулирует на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, предоставляет дополнительные условия для профессионального самоопределения. Кроме того, круглосуточное пребывание в школе в течение недели требует максимальной занятости учащихся, и занятости полезным делом.

В процессе организации внеурочной деятельности и выборе модели педагогический коллектив школы-интерната № 78 максимально использовал возможности школы и опыт сотрудничества с социальными партнёрами, что позволило:

  • минимизировать финансовые расходы;
  • создать единое образовательное и методическое пространство;
  • предоставить разнообразные виды деятельности обучающимся по разлиным направлениям;
  • обеспечить ОУ недостающими кадровыми ресурсами;
  • получать постоянную методическую поддержку, и оперативные консультации.

Возможности школы для организации внеурочной деятельности:

  1. Внутришкольная система дополнительного образования (внеурочная дея-тельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов и включения в разнообразные виды деятельности).
  2. Договоры о сотрудничестве с социальными партнёрами (районные библиотеки, областная библиотека для слепых, Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа, Центр реабилитации инвалидов по зрению средствами культуры и спорта при областном Правлении ВОС, Договоры о сотрудничестве с социальными партнёрами (районные библиотеки им. Чернышевского и им.Горького, областная библиотека ВОС, ЦДТ "Галактика", Центр реабилитации инвалидов по зрению средствами культуры и спорта при областном Правлении ВОС, КСРЦ ВОС, воскресная школа Иоанно-Предтеченского архиерейского подворья, "Уральский народный хор" и др.).
  3. Педагогические кадры, имеющие большой опыт по работе со слабовидящими детьми (педагоги-предметники и дополнительного образования, воспитатели, классные руководители, психолог, зав.библиотекой, врачи).
  4. Взаимодействие с ВУЗами и средними специальными учебными заведения-ми: УрГПУ, институт специального образования, УрГППУ екатеринбургский колледж транспортного строительства (создание методического инструментария, программ внеурочной деятельности, апробации и внедрению современных образовательных технологий.
  5. Условия для полноценного пребывания и проживания детей (здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение СанПиНов, организация питания).
  6. Материально-техническое оснащение: имеются помещения для дополни-тельных занятий, актовый зал, кабинеты ритмики, ИЗО, спортзалы, спортплощадка, теплицы, пришкольный участок, игровая комната и др.

В рамках внеурочной деятельности в школе реализовывается такая форма работы, как создание совместных творческих проектов силами педагогов и воспитанников различных творческих объединений. В школе были осуществлены разнообразные творческие проекты: театрализованные представления “Новогодний переполох», праздничные программы "Моя семья", "История Победы в письмах"; шоу программы "Парад звёзд", "День рождение школы".

К подготовке и участию в проекте привлекаются учащиеся театрального коллектива (выбор темы, написание сценария, распределение и разучивание ролей) кружка юных композиторов (сочинение музыки, создание фонограмм, аранжировка музыкального сопровождения), вокального (разучивание и исполнение музыкальных номеров), танцевального (подготовка и исполнение хореографических композиций), изобразительного (создание декораций, подготовка сцены, изготовление реквизита), студии компьютерного творчества (оформление видеоряда, видеороликов), родителей (пошив костюмов) и др.

При создании творческих проектов используются и современные информа-ционные мультимедийные технологии: создание презентаций, рекламные проспекты и буклеты, музыкально-компьютерные технологии (аранжировка, композиция, мастеринг звука).

Очень важным является и тот факт, что весь проект становится результатом соавторства и взаимосотрудничества учащихся и педагогов. Коллективное творчество даёт возможность развивать у ребёнка коммуникативные навыки, стимулировать интерес к творчеству, эмоциональную и познавательную активность, умение корректно выражать и отстаивать свою точку зрения, свободно ориентироваться в культурном пространстве современной жизни. В рамках проектной деятельности возможна организация и исследовательской работы учащихся.

Работа в данном направлении положительно сказалась на улучшении каче-ства проводимых мероприятий, повышении мотивации учащихся к занятиям творчеством, привлечении большего количества детей к подготовке и реализации творческих проектов.

Реализация творческих проектов способствует те только осуществлению преемственности между различными направлениями внеурочной деятельности, но и использованию учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых на уроках литературы, музыки, ИЗО, ритмики и др. От участников проекта требуется наличие разнообразного опыта творчества и умение применять его в аккумулированном виде, т.е. активизируется формирование "ключевых компетенций", требуемых современными образовательными стандартами.