Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения как часть работы по развитию речи учащихся с особыми образовательными потребностями

Смирнова Анна Евгеньевна, воспитатель, ГКОУ СО "Карпинская СКОШИ", Карпинск

Важнейшей целью современного общества и одной из приоритетных задач государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний и умений, формирование компетентностей, составляющий инструментальную основу деятельности школьника, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственных и социальных ценностей.

Мы часто говорим детям, что школа - их второй дом. И это действительно так. В школе наши воспитанники проводят большую часть своего времени. Группа продленного дня является немаловажной составляющей школьной жизни, так как реализация положений ФГОС происходит не только на уроке, но и переносится во внеурочную деятельность. Специфика деятельности, организованной вне урока, состоит в том, что ребенок не только и даже не столько должен узнавать что-то новое, сколько научиться действовать, чувствовать и принимать решения. В школе дети общаются, учатся выстраивать свои отношения. И уже в школе понимают, что легче в обществе тому человеку, который обладает этическими нормами. Ведь это свидетельствует об интеллекте и этике ученика, об уровне его воспитанности. И нам, педагогам, предоставляется возможность помочь ученику овладеть особенностями и секретами этикета, познакомить с его историей и раскрыть его значение в жизни людей.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой.

Речевой этикет является вербальным выражением уважительного отношения к людям. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Также этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает.

Развитие коммуникативных речевых умений предполагает способность человека в различных ситуациях осуществлять эффективную речевую деятельность с соблюдением этических норм речевого поведения. А правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Таким образом, деятельность педагога должна быть направлена на формирование речевых навыков на фоне нравственных ценностей и культурных знаний. Исходя из сказанного, приоритетным направлением своей деятельности я выбрала тему: "Формирование этических норм поведения и речевого этикета как условие воспитания социально компетентной личности". Основную тему разделила на три блока: "Школа хороших манер", "Столовый этикет", "Речевой этикет". Подробнее остановлюсь на последнем блоке.

Основные задачи этого блока:

  • Изучить понятия речевого этикета и этикетных формул общения.
  • Сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функции общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества.
  • Научить понимать причину конфликтов, возникающих в общении людей и пути их разрешения речевым способом.
  • Воспитать у учащихся вежливость и тактичность.

Реализация задач осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники);
  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  • в ходе организации внеурочного и внешкольного времени;
  • в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, ДОЦ, ГДК).

Методы: научно-исследовательский, метод проектов, коммуникативная методика, личностно-ориентированный метод, наглядный метод, метод ИКТ.

Формы работы: классный час, беседа с элементами практической деятельности, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия-практикумы, конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические), выступления, встречи с интересными людьми, классный уголок , просмотр видеороликов. Работа над усвоением норм и правил речевого этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.

Одной из форм работы по овладению речевым этикетом являются внеклассные занятия. Исходя из собственных наблюдений, отмечаю, что технология занятий этического характера с детьми в подростковом возрасте особенна. Она как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для ребят вопросов бытия, которые их волнуют и с которыми они сталкиваются. И в соответствии с этим строится непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром. Эти занятия важно сориентировать на эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта подростков. В методическом разнообразии их построения приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я. Поэтому использовала в работе такие тематические занятия, как "Некоторые секреты письменных сообщений по Интернету", "Общение по интернету (сетикет)", "Байки из Интернета", "Знакомство", "Вежливая просьба", "Как надо разговаривать, чтобы люди тебя поняли", "Разговор с незнакомым на улице", "Как научиться правильно говорить и вести беседу", "Знаки внимания при общении", "Болтовня", "У постели больного", "Телефонный этикет" (занятие с элементами практики) и т.д. Овладение нормами речевого этикета побуждает включать воспитанника в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным.

Освоение речевых этикетных формул осуществляется в процессе повседневной жизнедеятельности, в каждом режимном моменте. Примером тому может служить самоподготовка. Традиционно, в начале самоподготовки, как форму организационного момента, провожу "гимнастику для ума". Это игровые упражнения различной интеллектуальной направленности. Активно включаю игровые упражнения для закрепления правил словесной вежливости, работу со словами, дифференцирование деловых и фамильярных выражений. Как пример, привожу словесную игру: "Скажи правильно" (задание: прочитать слова и правильно поставить ударение (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, творОг, хвОя.)

Для закрепления этических речевых норм использую тестовые задания: "Умеете ли вы активно слушать?"; "Умеете ли вы общаться с людьми?" А также упражнения: "Продолжи высказывание"; "По ответной реплике восстанови предыдущую"; "Вопросы при встрече со знакомым", "Кого и в какой ситуации вы спросите" и т.д.

Как известно, общение начинается с приветствия – таков речевой этикет. Велико значение приветствия: оно настраивает людей на доброжелательный лад. Рабочий день и педагога, и ученика начинается с приветствия одноклассников, коллег, друг друга. Предлагаемый табличный материал можно использовать как словесную игру. Задание: назови, какие ты знаешь формы приветствия; сравни с предложенными; какие формы ты используешь чаще? Какие реже? Почему? Всегда ли уместны такие формы приветствия.

Формулы приветствия в речевом этикете

 

Формула приветствия

                   Пример

Пожелание здоровья

       Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!  Доброе утро!

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

Здравия желаю!

Молодежный сленг

Хай! Хелло!

Используя ресурсы интернета в "онлайн режиме", демонстрирую видеоролики по данной тематике.

Опираясь на наглядный метод, сделала функциональным классный уголок. В рубрике "Этикет на каждый день" размещаю памятки, этические речевые стандартные формулы, а также рекомендации по нормам разговорного этикета.
Ориентируясь на модель выпускника, использовала и адаптировала программу курса внеурочной деятельности "Деловое письмо", посредством которого учащиеся овладевают практическими письменными навыками официально-делового стиля, а также осознают необходимость овладения навыками делового письма и умеют следовать инструкции, образцу при оформлении различных деловых документов. Учащиеся учились писать объявление, объяснительную записку, заявление, расписку, доверенность, автобиографию, резюме, заполняли анкеты.

Культурно-речевое воспитание - дело огромной социальной важности. И чем раньше начинается обучение, тем больше возможностей для прочного, на уровне привычки, овладения детьми нормами речевого поведения.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2014/04/smirnova