Технологическая карта воспитательного мероприятия "Владение безопасным поведением в окружающей среде"

Добрыдина Ольга Викторовна, воспитатель, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Выбор данной темы занятия обусловлен несколькими факторами. Взрослея, ребёнок всё чаще оказывается один на один с окружающей обстановкой. И хотя окружающая среда, как правило, однообразна, но могут возникнуть непредвиденные ситуации. В этом случае ребенку необходимо правильно и безопасно на нее среагировать.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль, образ жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации в любом месте, поэтому главная задача – стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Ведь всё, чему их учат, они должны уметь применить в реальной жизни и на практике.

Направление духовно-нравственного развития и воспитания: Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровому и безопасному образу жизни.

Наименование мероприятия: "Владение безопасным поведением в окружающей среде", беседа - рассуждение.

Возраст воспитанников: 10-11 лет

Оборудование: иллюстрации по технике безопасности, слово "Безопасность" - ребус, презентация для сопровождения беседы, пословицы о безопасности, смайлики " положительное" и "отрицательное" отношение.

Цель мероприятия: подвести детей к пониманию того, что безопасность, прежде всего, зависит от их поступков.

Задачи:

  • формировать ценностное отношение к своему здоровью;
  • научить предупреждать возможные опасные ситуации;
  • уметь применять свои знания на практике.

Учитель выступает в роли ведущего урок, организует фронтальную и групповую работу с классом, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала. Подбор материала и оформление презентаций создаёт благоприятный фон для активизации познавательной деятельности.

В течении всего занятия ребята анализируют, высказывают свое мнение, делают соответствующие выводы. Работа проходит в сотрудничестве учителя и учащихся. Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности учащихся на занятии.

 

Этап мероприятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

1. Знакомство с ценностью

Учитель подводит учащихся к определению темы урока:Зашифрованное слово ребусом «Безопасность».

1- Вопрос: Что вы можете сказать, посмотрев на эти иллюстрации? О чём мы сегодня с вами будем говорить? (1 слайд)

 

2 - Разгадав зашифровано слово, вы узнаете тему нашего урока.

 

3 - Сообщение темы урока: «Владение безопасным поведением в окружающей среде» (2 слайд – тема занятия).

- Сегодня мы с вами будем говорить о безопасности.

 

 

 

 

1 –Разгадав ребус дети дают ответы на вопрос.

 

 

2 -  разгадывают слово, составляют его правильно, получают слово «Безопасность».

3 -  Дети слушают, готовятся к совместной деятельности.

Личностные: умение соотносить поступки с принятыми нормами поведения

Познавательные:умение анализировать объекты формулировать проблему, подводить под понятие

Регулятивные: умение ставить задачу на основе того, что известно и что подлежит усвоению

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

2. Осознание и проговаривание ценности на своём языке

Организация беседы с обучающимися:

1 – Ребята, вы часто слышите слово «безопасность». Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

- Правильно! Это когда ничего не вредит твоему здоровью.(слайд 3- картинки об опасностях угрожающие человеку в быту, на улице и т.д.)

 

2- Почему, как вы думаете, с некоторыми людьми часто происходят неприятности, а  у других жизнь проходит более спокойно?

 

3 – Действительно, чтобы с тобой не происходили печальные события, необходимо контролировать себя и свои поступки. Все  правила безопасности сводятся к одному короткому слову НЕ (слайд 4, правила личной безопасности с НЕ:)и вы их часто слышите от взрослых:

- НЕ задерживайся на улице по дороге из школы

- НЕ играй на улице, когда темно

- НЕ ходи никуда с незнакомым человеком

- НЕ играй спичками

- НЕ перебегай дорогу

 

4 – Почему вы часто слышите эти фразы от взрослых?

Правильно – взрослые хотят уберечь вас от опасности, от совершаемых ошибок.

К сожалению,  бывает так, что«Ошибка одной минуты - составляет горе в целой жизни» (слайд 5, с высказыванием)

 

5 – Почему трудно бывает соблюдать эти правила? Приведите пример.

- Всё правильно: доверяете,

 верите что, ничего плохого не случится;

не можете отказаться, потому что это вкусно, интересно, у вас этого нет;

 не знаете правила самозащиты от плохих людей;

знаете правила безопасности, но не соблюдаете их.

 

6. И рядом в этот момент нет тех взрослых, которые уберегают вас от ошибок.

- Что делать вам?

Вспомнить все правила безопасного поведения, и действуйте.(слайд 6 правила)

 

Рассуждения детей

1 – ответы детей, дети высказывают своё мнение, дополняют ответы товарищей. Рассматривают картинки.

 

 

 

2 – ответы детей, дети высказывают своё мнение, дополняют ответы товарищей

3 – Дети слушают, рассматривают иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 – Дети дают ответы, высказывают своё мнение

 

 

 

 

 

 

5 – Дети дают свои ответы, объясняют, приводят примеры из жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Дети дают свои ответы, объясняют, приводят примеры из жизни.

Личностные: умение соотносить поступки с принятыми нормами поведения

Познавательные: умение анализировать объекты; умение устанавливать причинно-следственную связь, строить логическую цепочку рассуждений

Регулятивные:умение оценивать свои поступки; умение контролировать своё поведение

Коммуникативные: умение достаточно полно и логично выражать свои мысли; дополнять ответы одноклассников;   владеть диалоговой речью

3. Проживание ценностных ситуаций и упражнение в ценностном поведении

Организация деятельности детей – практическое применение знаний на практике:

Правила безопасного поведения нужно знать и соблюдать! Проверим, как вы к этому готовы:

 

1 –Игра «Закончи стихотворение»

Каждый грамотный ребёнок

Должен твёрдо знать с пелёнок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твёрдо: …. (НЕТ!)

Вам предложат обезьянку,

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твёрдо: ….. (НЕТ!)

Позовут лететь к Луне,

Покататься на слоне…

Есть на всё простой ответ,

Ты ответить должен: … (НЕТ!)

 

2 –Работа с пословицами. Работа малыми группами.  (Разделиться на четыре группы - по 3 человека)

Составить пословицу, после обсуждения  объяснить, как вы её понимаете.

-Координирование  работы  групп

Пословицы:

«Беда идёт навстречу тому, кто её ищет»

«Не всякая находка  - клад»

«Не всякий встречный – друг сердечный»

«Не всякому верь – запирай крепче дверь»

 

3. Работа с иллюстрацией.

 Работа в группах.

- Рассмотрите иллюстрацию и найдите, какие опасности и кому могут угрожать, как их избежать. Отметь объект опасности красным цветом.

- координирование работы групп.

 

4. Объясни. Работа с иллюстрацией.

- Скажите, какая опасность угрожает человеку, почему?

Координирование  ответов детей.

 

 

 

 

 

 

 

1 – дети хором дают ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 – дети делятся на группы. Берут конверт с половицами;составляют пословицу; обсудив в группе, объясняют, как они её понимают.

 

 

 

 

 

3.- Дети работают группами. Рассматривают иллюстрацию, находят кому из людей угрожает опасность или с кем  может произойти неприятность. Отмечают объект опасности. Объясняют - почему и как этого избежать.

4 – дети называют опасность и  объясняют, почему они так думают

Личностные: умение соотносить поступки с принятыми нормами поведения

Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию; умение строить речевое высказывание; умение анализировать объект; устанавливать причинно-следственную связь; умение строить доказательства; цепочку рассуждений

Регулятивные: умение соотносить действия и его результат, устанавливая причинно-следственную связьКоммуникативные:умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками; умение взаимодействовать; умение выражать свои мысли достаточно полно и логично

4. Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

1- Сейчас очень трудное время, и часто мы попадаем в неприятные ситуации, из которых непросто найти выход. Как обезопасить себя, научиться не попадать в неприятные ситуации, или выходить с меньшими потерями из неприятностей – мы с вами будем ещё ни раз говорить

 

2- А теперь я хотела бы знать – вам понравилось это занятие и вам нужны такие занятия ещё. Своё отношение вы можете выразить через смайлик.

 

 

1 – Дети слушают, готовят свои ответы

 

 

 

 

 

 

2 –Дети выражают своё отношение через смайлик и прикрепляют его на доску.

Личностные: умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивами

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства представления информации

Регулятивные: умение осознать, что освоено и что подлежит усвоению в дальнейшем

Коммуникативные: умение выражать своё отношение  через знаково-символические средства