Использование проективных методик в психолого-медико-педагогическом сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Суворова Наталья Вячеславовна, педагог-психолог, "Сухоложский детский дом № 1", Сухой Лог

Использование арт-терапии введено в 1938 году Адрианом Хиллом и означает: 1) избавление от чего-либо; 2) "социально-психологическое врачевание" (изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности) средствами спонтанной художественной деятельности. Словосочетание "арт-терапия" в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности с использованием проективных методик, рисунков.

 

У воспитанников детских домов одна из основных целей - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант своей жизни. 

По проведенным исследованиям у воспитанников представления о счастливом человеке и о счастье, значительно отличается от большинства подростков. Наиболее распространенными ответами детей как основных показателей счастья является наличие еды, сладостей (много торта), игрушек, подарков, одежды. Центральная фигура в творческом процессе - личность, стремящаяся к самораскрытию, укреплению психологического здоровья, гармонизации эмоционального самочувствия, расширению диапазона своих возможностей. 

Основная миссия детского дома - помощь в социальной адаптации воспитанников.

Стратегия предусматривает активность мероприятий, направленных на обеспечивание развития у воспитанников социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни.

Психокоррекционное направление моей деятельности с детьми включает в себя работу с эмоциональной сферой и с образом себя в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому проективные методики стали одними из эффективных методов работы используемых в работе с воспитанниками для развития их личности и для повышения их социальной успешности. Также я использую методики, направленные на исследование в первую очередь личностных особенностей и разработанные в рамках так называемого проективного диагностического подхода. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. 

Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха (социального, профессионального и т. п.). Некоторые работы воспитанников участвуют в конкурсах разного уровня (муниципального, областного, всероссийского) и имеют дипломы, грамоты, сертификаты.

Вовлечение детей в творчество в любых его сферах – дает возможность, с одной стороны, повысить уровень их самооценки, ощущением личного успеха и научит получать жизненные удовольствия, с другой стороны, при этом расширяется сфера их общения и приобретается опыт позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 

Таким образом, использование проективных методов способствует всестороннему развитию личности детей, повышению социальной успешности воспитанников, приобретению опыта позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В условиях детского дома воспитывает всесторонне развитую, самостоятельную, инициативную, творческую личность. 

Внедрение проектного метода позволяет перейти от знаниевого уровня к прикладному, практическому, способствуя формированию субъектного опыта, ключевых компетенций у детей (общекультурных, познавательных, информационно-коммуникативных, социально-трудовых).

Применяемые мною проективные методики оказали эффективное воздействие на повышение социальной успешности воспитанников:

  • способствовали укреплению положительной мотивации детей к учению;
  • сформировали интерес к деятельности в определенной сфере;
  • способствовали развитию творческих способностей учащихся;
  • способствовали созданию ситуации успеха.