Организация и содержание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации на основании стандарта качества государственной услуги по предоставлению психоло

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бакисова Лариса Олеговна, учитель-логопед, ГБОУ СО "ЦПМСС "Дар", ТОПМПК, Реж

Проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися.

1). При поступлении запроса от родителей на оказание психолого-педагогической помощи ребенку и при наличии документа, являющегося основанием для посещения коррекционно-развивающих занятий (справка или заключение врачей), специалист (специалисты) подключенные к психолого-педагогическому сопровождению составляют индивидуально-ориентированную коррекционно-развивающую программу. 

В программу включается пояснительная записка, где раскрывается актуальность, индивидуальная ориентированность, цель, задачи программы, в программе прописываются темы, их содержание, методы и приемы, которые прописываются при работе с ребенком, количество часов и планируемый результат.

Пример содержания пояснительной записки:

Пояснительная записка.

Данная индивидуальная программа сопровождения составлена для проведения коррекционной логопедической работы с Ивановым Иваном Ивановичем. Мальчик посещает общеобразовательную школу, 3 класс, с логопедом занимался год назад, полученные навыки требуют автоматизации. В ходе обследования были выявлены трудности в звукопроизношении: "с", "з" - межзубные, с призвуком "ф", утрированное произношение звука "р", пропуски звука "л", смазанная речь.

Программа предусматривает реализацию трёх этапов постановки звука:

  • Этап постановки
  • Этап автоматизации
  • Этап дифференциации звука (при смешивании фонем)

Работу над дикцией путём повторения, проговаривания, самостоятельного называния материала по автоматизации звуков.

Сроки реализации всех трёх этапов коррекционной работы зависит от продолжительности этапа постановки звука (от месяца до двух). После вызывания отсутствующего звука (в данном случае – "с", "з") начинается работа по автоматизации и дифференциации. Вся коррекционная работа по срокам варьируется от месяца до полугода в зависимости от появления положительной динамики.

Цель программы: преодоление фонетического недоразвития речи.

Программа решает следующие задачи:

  • Коррекция звукопроизношения
  • Работа над дикцией: развитие силы, высоты голоса, работа над тоном голоса, формирование внятности речи.

В ходе работы с Иваном планируется использовать все виды и способы постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Для постановки планируется использовать следующие способы: артикуляционная гимнастика, от опорного звука, с механической помощью, подражание.

Этап автоматизации: автоматизировать звук в изолированном виде, слогах, словах, предложениях и связной речи.

Этап дифференциации смешиваемых звуков: изолированно, в слогах, словах, предложениях (по необходимости).

При работе над дикцией планируется упражнять Ивана в умении проговаривать слоги, слова, стихотворения, поговорки, чистоговорки с изучаемыми звуками в разном темпе, с разной громкостью голоса, в разной тональности. 

Данная программа составлена на основе компилятивной программы сопровождения по логопедии для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи (автор: учитель-логопед Бакисова Л.О.) и методических рекомендаций ТкаченкоТ. А.

После пояснительной записки описывается содержание курса.

Пример содержания:

Содержание курса.

1. Коррекция звукопроизношения.

* Постановка проводится следующими способами: от артикуляционной гимнастики: к каждому звуку подбираются определённые упражнения, которые позволяют сформировать артикуляционную базу для постановки звука; по подражанию; механический способ: использование для постановки звуков специальных логопедических зондов; от опорного звука, сохранного у пациента; комплексный метод: сочетает в себе несколько способов постановки; закрепление звука.

* Автоматизация звуков: проводится изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Проводится отработка звука в начале, в начале, середине и конце слогов, слов, предложений; работа по классификации слов, упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих тот или иной звук, выделение звука на слух и в собственной речи.

* Дифференциация звуков: изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, между гласными), словах, предложениях.

2. Работа над дикцией предусматривает: упражнения для развития голоса (сила, высота, тон); упражнения для развития мышц языка (включается в этап постановки звуков); упражнения в чёткости произнесения согласных звуков в слогах; упражнения в чёткости произнесения слов со стечением согласных звуков; упражнения в чёткости и ясности произнесения звуков и слов во фразе (данные упражнения включены в этапы автоматизации и дифференциации звуков).

Определяется тематическое планирование, которое заполняется в виде таблицы с разделами – тема, содержание, количество часов, формы работы, методическое обеспечение.

Например: 

Тема занятия: Согласные звуки. Постановка "с", "з". Сказка о весёлом язычке.

 Содержание: Знакомство с органами артикуляции через прослушивание сказки "О весёлом язычке". Постановка С, З с помощью шпателя и ватных палочек, рассматривание профиле и органов артикуляции, характеристика изучаемых звуков.

Количество часов: 1

Формы работы: Совместная деятельность (анализ органов артикуляции, проговаривание согласных звуков, выполнение артикуляционных упражнений, первичная постановка звуков).

Методическое обеспечение: Предметные картинки, профили артикуляции, зеркало, ватные палочки, шпатель, перчатки.

Прогнозируется планируемый результат.

 Например:

Планируемый результат.

В ходе реализации коррекционной работы Иван имеет возможность научиться:

 - Фонетически верно произносить нарушенные звуки ("л", "с", "з"), употреблять их в потоке речи, не смешивая между собой.

- Верно использовать отработанные приёмы работы над дикцией в потоке речи.

 - Выделять звуки из звучащей речи и в произношении, верно узнавать неречевые звуки, уметь верно определять количество, последовательность звуков в слоге, слове, различать близкие по звучанию фонемы, верно выделять первые и последние звуки в словах, умение верно проводить анализ и синтез слов.

В конце программы прилагается список литературы.

2). Программа утверждается консилиумом.

На консилиуме присутствуют: председатель (заместитель) ПМПК, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, врач-невролог (ведется журнал протоколов консилиумов). На проведение консилиумов отводится час в неделю.

Специалист, заявившийся на утверждение программы, предоставляет следующие данные: ФИО ребенка, возраст, класс (группа дошкольного учреждения), трудности ребенка, название программы, цель, задачи, на основе каких авторских программ составлена, количество занятий, их периодичность, планируемый результат. Консилиум выносит решение (утверждает программы) и дает рекомендации специалисту.

3).Составляется договор на сопровождение ребенка. В договоре прописывается: кто сопровождает, под чьим руководством (директора Центра, ответственного куратора – руководителя ПМПК), кого сопровождает (Ф.И.О. ребенка), кто заказчик (Ф.И.О. родителя), название и сроки реализации программы, условия действия данного договора. Договор подписывается обеими сторонами. После заключения договора, обговаривается время и даты занятий. Составляется индивидуальный график сопровождения. 

 4).Содержание занятий строится с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. По каждому занятию на отдельном бланке делаются краткие выводы о результатах работы (в бланке ставится порядковый номер проведённого занятия и записывается результат, полученный в ходе проведения занятия). Параллельно заполняется бланк индивидуального графика работы, где записывается дата, время занятия и день недели. При желании, родители могут присутствовать на занятии. Посещение занятий отмечается в журнале сопровождения специалиста.

5). По результатам сопровождения проводится консультация с родителями (законными представителями), даются рекомендации, родителями заполняется бланк обратной связи. Так же проводится консилиум, где обсуждаются итоги коррекционно-развивающей работы с ребенком (количество проведенных занятий, динамика ребенка). 

6). Все документы по сопровождению ребенка оформляются в отдельную папку специалистом, ведущим сопровождение.

7). Все данные по сопровождению детей вносятся в журнал сопровождения. 

 По данному направлению работы, с целью отслеживания количества сопровождаемых и консультируемых детей и взрослых, ведется мониторинг:

- Количества детей и взрослых, прошедших консультирование 

- Детей взятых на сопровождение и количество проведенных занятий 

 

Список использованной литературы:

  1. Стандарт качества предоставления государственной услуги по предоставлению психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации на 2015 год. Утверждён приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 09.07.2015 №308-Д.
  2. Порядок работы территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области. Утверждён приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10. 02.2014 №91-И.
  3. Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 20.09.2013 №1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
  4. Положение о деятельности территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии структурного подразделения Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ЦПМСС"Дар". Утверждён приказом №32У от 20.03.2014г.
  5. Регламент деятельности территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии при ГБОУ СО "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Дар". Приказ №04У от 12.01.2015г.