Семинар-практикум "Возможности семьи в речевом развитии ребенка при формировании правильного звукопроизношения"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воинкова Лариса Николаевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Карпинская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Карпинск

Цель:

  • Познакомить родителей с единством требований образовательного учреждения и семьи, с содержанием работы по развитию речи (звукопроизношения) детей младшего школьного возраста.
  • Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
  • Проведение практикума.

Оборудование: мультимедийная установка; пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия; зеркало, тетради; памятка "Как заниматься с ребенком дома".

Ход семинара-практикума:

От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи, успешное овладение грамотой и, следовательно, уровень освоения школьной программы. 

Произносительная сторона речи, в основном, формируется в дошкольном детстве и к пяти годам в норме ребёнок должен произносить все звуки речи правильно. Но необходимо учитывать, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идёт равномерно. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений:

  • органического поражения речевых центров коры головного мозга, которое возникает в результате нарушения иннервации работы мышц речевого аппарата,
  • строения артикуляционного аппарата, 
  • правильной постановки артикуляционных органов (т.е. языка, губ), при произнесении того или иного звука, 
  • правильного речевого выдоха,
  • фонематического слуха и восприятия.

В первых двух причинах нарушения звукопроизношения необходима комплексная медико-педагогическая помощь. В третьем, четвёртом и пятом случаях помощь ребёнку может быть оказана учителем – логопедом в комплексе с работой родителей по коррекции того или иного звука, без вмешательства медицинских работников.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе – родитель! Кто, как не он, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самым главным союзником и помогает ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков. Родителям следует знать, чем и как заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы их ребёнок в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

Сейчас я предлагаю провести небольшой тренинг – дискуссию, где мы обсудим факторы успешного речевого развития ребенка (на ваш взгляд). С этой целью я предлагаю выбрать из предложенного перечня наиболее значимые моменты, прокомментировать свой выбор: 

  1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
  2. Общение ребенка со сверстниками.
  3. Строение артикуляционного аппарата.
  4. Речь взрослых - образец.
  5. Развитие мелкой моторики рук.
  6. Чтение детям художественной литературы.
  7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

Сейчас вашему вниманию предлагаются несколько проблемных ситуаций и примерные ответы. Выберите, пожалуйста, подходящий на ваш взгляд ответ или предложите свой комментарий или ответ по данной проблемной ситуации.

Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Предположите, как будут отвечать ваши дети на следующие вопросы. Выберите из них наиболее удачный: Что нарисовано на картине? Что делают дети на картине? Про что (о чем) рассказал художник на картине? 

Примерный ответ: 

  • перечисление изображенных предметов;
  • описание картины;
  • истолкование картины. 

Саша непрерывно задает вопросы: "Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?» Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы". 

В каком возрасте проявлял себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? 

Примерный ответ: 

  • вопросы "Кто? Что? Какой?" характерны для детей 3 - 4х лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность ребенка. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает; 
  • потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем - то неизвестным, попытке понять что-то неизвестное, осмыслении нового. 

Иногда дошкольник не задает взрослому вопросов. Какими, на ваш взгляд, могут быть причины? 

Примерный ответ: 

  • это может быть связано с отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо;
  • возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздраженной или критичной реакцией взрослого, что задело его самолюбие и др. 

"Наш ребенок рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но мы считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по - взрослому рассуждает!" 

Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? 

Примерный ответ:

  • - в продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью;
  • - НОД рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом.

При наблюдении за развитием фонематического слуха у некоторых из детей были выявлены характерные недостатки: Рома: "рыба" - "лыба", Саша: "шишка" - "сиска", Илья: "садись" - "дись", Диана: "сахар" - "хасир". 

Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника? 

Примерный ответ: 

  • у Ромы и Саши - замена труднопроизносимых звуков на легкопроизносимые; у Ильи - пропуск первого слога; у Дианы - перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков. Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр - упражнений. 

Замечательно! Сейчас мы переходим ко второй части нашего семинара – практикума, в которой я покажу вам некоторые игры и упражнения для весёлого и непринуждённого выполнения с ребёнком дыхательной и артикуляционной гимнастик, правильного речевого выдоха, важно необходимых для правильного и чёткого произнесения звуков. А также познакомлю с несколькими играми для формирования и развития фонематического слуха и восприятия, грамматического строя речи.

  1. Первый этап в постановке звука – это артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба. (Выполнить перед зеркалом вместе с родителями. Раздать памятки.)
  2. Второй этап – формирование и развитие правильного речевого выдоха. Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает звуко- и голосообразование. Своевременный вдох и последующий плавный точно направленный выдох создают условия для непрерывного, плавного и правильного звучания речи. (Выполнить несколько упражнений вместе с родителями. Раздать памятки.)
  3.  Третий этап – формирование и развитие фонематического слуха и восприятия. Речевому слуху и восприятию принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении и произношении звуков. Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки в словах, ребёнок должен прежде всего слышать их и различать. (Раздать памятки. Разобрать несколько игр.) Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и в несоблюдении норм литературного произношения (например, неправильное употребление ударения), в лексической недостаточности и неточности и грамматической неправильности. Эти направления в речевом развитии ваших детей будут являться темой нашего следующего семинара.  Таким образом, в конце нашей встречи мы вместе можем сформулировать очень простой, но мудрый вывод: "Занятия по формированию правильной речи проводятся специалистом – логопедом. Но ряд недостатков в произношении звуков, в употреблении слов устранить легко, и доступно это не только специалисту, но и родителям при наличии у них необходимых знаний".
  4. Четвёртый этап - этап вопросов-ответов. (Родителям предлагается лист обратной связи). Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы в листе обратной связи. Ваши пожелания и замечания я учту для следующего семинара.

Используемая литература:

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 141 с. – (Сердце отдаю детям)
  2. Дорофеева С.Е. Коррекция нарушений речи у младших школьников / Авт. – сост. С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (3)
  3. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999.
  4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н.Стрельниковой / М.Н.Щетинин. – Издат – во : АСТ, 2014. – 160 с. (Русская дыхательная гимнастика)

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2015/01/voinkova/02/