Инструмент оценки качества педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ старшего школьного возраста

Голомолзина Елена Анатольевна, Кадникова Елена Валерьевна, Макарова Ирина Альбертовна, учителя-логопеды, ГКОУ СО "Сухоложская школа", Сухой Лог

На основании письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 14.09.2012 г. № 02-01-95/5293 "Об индивидуальной карте учета динамики развития ребенка" индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее Карта) составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Мы представляем свой опыт по заполнению и ведению VII раздела Карты "Речевое развитие" детей старшего школьного возраста, в помощь педагогам школ, в которых отсутствуют учителя-логопеды.

В структуру раздела нами внесены изменения и дополнения. Добавили пункты: чтение, письмо, звуковой анализ. Исключили пункт "Пространственная ориентировка", так как в разделе VI "Познавательные процессы" отражены особенности пространственного восприятия.

Мы представляем диагностический материал, составленный на основе методик и приемов обследования речевого развития Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, Н.М. Трубниковой. Таблица содержит речевые пробы, инструкции с речевыми заданиями, характер выполнения, варианты заключений. Обследование не требует наглядных средств, большого количества времени, позволяет оценить качественную характеристику речи.

Полученные результаты входной диагностики позволят не только грамотно заполнить раздел "Речевое развитие" Карты, но и спланировать коррекционную работу по устранению речевого недоразвития.

Предложенный материал представлен для диагностики речевого развития старших школьников и адресован учителям-логопедам, другим специалистам школ, педагогам.

Обследование речевого развития детей старшего школьного возраста.

Речевые пробы

Инструкция

Характер выполнения

Заключение

Двигательные функции артикуляционного аппарата

Смотри внимательно и повторяй за мной движения:

Губы в улыбке;

Язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

Язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

«маятник» - язык передвигается от одного уголка рта к другому;

Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка»

Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; замедленное и напряженное выполнение; выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, содружественные движения с нижней челюстью; невыполнение движений. Отмечается напряжение языка (уходит вглубь рта), вялость языка, подергивания языка, повышенное слюнотечение, язык отклоняется в сторону.

Двигательные функции артикуляционного аппарата нарушены /не нарушены

Мелкая моторика пальцев рук

Выполни задание по показу, удерживая позу, а затем по инструкции:

Поза «зайчик» - показать 2-3-й пальцы, остальные собрать в щепоть;

Поза «коза» - 1-5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

Поза «кольцо» - 1-2-й пальцы сложить в кольцо, остальные выпрямить.

Выполни под счет движения, меняя положения рук:

«ладонь» - «кулак» (5-8 раз);

«ребро» - «кулак» - «ладонь» (5-8 раз)

Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений, невозможность создания или удержания позы, невыполнение движения.

 

 

 

 

 

 

Синхронное выполнение обеими руками; нарушение темпа выполнения движения, переключение происходит разновременно; нарушение переключения с одного движения на другой (происходит застревание на одном движении или пауза); выполнение в быстром темпе, с нарушением последовательности движений.

Мелкая моторика пальцев рук нарушена

/не нарушена

Звукопроизношение

Повтори за мной слова:

Собака – маска – нос;

Сено – василек – высь;

Замок – коза;

Зима – магазин;

Цапля – овца – палец;

Шуба – кошка – камыш;

Жук – ножи;

Щука – вещи – лещ;

Чайка – очки – ночь;

Рыба – корова – топор;

Река – варенье – дверь;

Лампа – молоко – пол;

Лето – колесо – соль.

Безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях; отсутствие звука, замена, искажение

Звукопроизношение нарушено / не нарушено

Фонематический слух и восприятие

Повтори за мной слоги:

Би-ба-бо – бо-ба-би

Ча-ща-ча – ща-ща-ча

За-за-жа – жа-за-за

Ла-ра – ла-ра-ла

Па-па-ба – ба-па-ба

 

Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; напряженное или замедленное воспроизведение; уподобление слогов с самокоррекцией; уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.

Фонематический слух и восприятие сформированы / сформированы недостаточно/ не сфомированы

Звуко-слоговая структура слова

Повтори за мной слова:

Баскетбол

Перепорхнуть

Аквалангист

Термометр

Достопримечательность

 

Правильное и четкое воспроизведение; замедленное послоговое воспроизведение без нарушения структуры слова; упрощение слога; нарушение слоговой структуры (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов)

Звуко-слоговая структура слова нарушена /не нарушена

Навыки языкового анализа

Какое третье слово в предложении?

Около дома росла высокая береза.

Назови четвертый, первый звук в слове

ДИКТАНТ

Назови второй слог в слове

АКВАРИУМ

 

 

Самостоятельное выполнение

(в том числе с самокоррекцией); правильный ответ после стимулирующей помощи; неверный ответ после стимулирующей помощи.

Навыки звукового анализа сформированы /не сформированы / сформированы недостаточно

Словарный запас

 

Как ты понимаешь выражение

Золотая голова

Тяжелый характер

Язык мой – враг мой

Любишь кататься, люби  и саночки возить

Какие лексические значения имеет слово

Гребень

Шляпа

Адекватное (неадекватное) понимание и подбор лексических средств (в т.ч. синонимы, антонимы)

Словарный запас соответствует возрасту/ не соответствует возрасту

Грамматический строй речи

Повтори предложение

После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее.

На зелено лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Я назову слова, а ты составь предложение

Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак

Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у

Я буду читать предложение, а ты, если заметишь ошибку, постарайся ее исправить

Зима пришла, потому что река замерзла.

Все старики когда-то будут молодыми.

Бумага-бумажный, а

Слива

Ель

Масло

Лен

Образуй прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?»

Птица, орел

Лев, брат

Орел, дочь

Правильный ответ; правильный ответ после стимулирующей помощи, аграмматические ошибки присутствуют; помощь не принимает; невыполнение

Грамматический строй речи сформирован/ сформирован недостаточно/ не сформирован

Связная речь

Материал подбирается педагогом

Послушай рассказ и приготовься его пересказать

 

Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ

 

Расскажи о Москве (рассказ на тему).

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения: адекватное использование вербальных средств; рассказ содержит все смысловые звенья в правильной последовательности; использована стимулирующая помощь или помощь в виде вопросов; тенденция к фрагментарности текста;  неправильное воспроизведение причинно-следственных связей; нет связующих звеньев; неадекватное толкование смысла, рассказ не завершен; невозможность самостоятельного построения связного текста

Критерий лексико-грамматического оформления: рассказ оформлен грамматически правильно с использованием разнообразных грамматических конструкций; наблюдается стереотипность оформления; поиск слов, неточное словоупотребление; аграмматизмы, неадекватное использование вербальных средств.

Связная речь сформирована/ сформирована недостаточно/ не сформирована

Навыки письма

 

 

 

 

 

2,3,4 класс

 

Напиши, пожалуйста,

предложения

 

 

Я буду диктовать, а ты пиши (текст)

 

 

Отмечаются ошибки и их количество: дисграфические, орфографические, пунктуационные.

Навыки письма сформированы/ не сформированы/ сформированы недостаточно

Навыки чтения

Материал подбирается педагогом

Прочитай текст

 

Отмечается скорость чтения; правильность; способ чтения; понимание читаемого.

Навыки чтения сформированы/ не сформированы/ сформированы недостаточно