О возможных подходах к оценке качества психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Ефимова Галина Александровна, педагог-психолог ТОПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская школа", Сухой Лог

Российское образование вступило в фазу активных изменений, постулирующих новую систему ценностей, в основе которых – толерантность к детям с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС для детей с ОВЗ стимулировало рост востребованности оказания услуг ТОПМПК: как количественный (резкое увеличение количества детей, прошедших обследование), так и качественный (новые рекомендации заключения ТОПМПК по организации условий адаптированности ребенка в образовательной среде вызвали не только профессионально-педагогический интерес, но и запросы от родителей образовательных организаций), что способствует дальнейшему развитию содержания сопровождения. Рассмотрим сопровождение как психолого-педагогическую технологию, способствующую конструктивному решению актуальных проблем развития ребенка на основе комплексного, интегративного подхода к оказанию психолого- медико - педагогической помощи.

В.П. Беспалько дает определение психолого-педагогической технологии как «систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.» Технология психолого-педагогического сопровождения обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью; управляема, предполагает возможность диагностического целеполагания, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Ключевым понятием результативности является социализация ребёнка, это говорит о том, что сопровождение – это способ перевода системы в то современное состояние, которое моделирует ситуацию, в которой предстоит жить ребенку с ограниченными возможностями здоровья. В условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ отмечаются изменения в структуре и содержании, разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура. Технология сопровождения транслирована образовательной среде в целом, на разных уровнях образования (инклюзии, класса (группы), образовательного учреждения, межведомственного взаимодействия образовательных учреждений). 

Многообразие видов сопроводительной деятельности, их разноплановость во многом затрудняют оценку качества сопровождения, критерии и стандартизацию оценки результата. Системно- деятельностный подход, являющийся основным подходом ФГОС, выделяет результат деятельности как целенаправленной системы. Учитывая, что процессуальность - одна из составляющих технологии сопровождения, оценка качества сопровождения может быть представлена в виде совокупности критериев оценки качества ресурсов, процессов и результатов. Под критерием подразумеваем определенный признак, на основании которого производится оценка, классификация чего-нибудь. Критерий выражает сущностные изменения объекта, представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. 

При выборе критериев оценки сопровождение рассматривается в совокупности всех реальных взаимосвязей и отношений, они должны быть диагностичны, измеряемы, во-вторых, они должны отражать сущностные характеристики сопровождения, в-третьих, образовывать систему, охватывающую все значимые стороны и создающую целостное представление о деятельности ТОПМПК. 

Оценка  качества психолого-медико-педагогического сопровождения  в условиях  ТОПМПК

Подходы (группы критериев)

Критерии

Качество как  ресурс (условия)

1.Материально-техническое   обеспечение, созданные  специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе  доступная среда),   соответствующие  требованиям   стандартов  для детей с ограниченными  возможностями  здоровья.

2. Методическое обеспечение:

2.1. Наличие полного перечня психодиагностических методик   стандартизированного диагностического  инструментария (психодиагностического, педагогического, медицинского) на всех возрастных этапах развития ребенка

2.2. Наличие пакета диагностических методик по оценке сформированности универсальных учебных действий  в соответствии  с ФГОС

2.3. Обеспеченность необходимыми психолого-педагогическими программами разной направленности в соответствии с особенностями  детей с ОВЗ

2.4. Наличие профессиональной литературы и методических материалов психолого-педагогической направленности по различной тематике

2.5. Ведение работы с молодыми специалистами

2.6. Осуществление деятельности по обобщению и распространению методического опыта

 

3. Кадровое обеспечение:

3.1. Соответствие уровня квалификации работников квалификационным характеристикам по соответствующей должности

3.2. Количество специалистов с высшей квалификационной категорией

3.3. Наличие у специалистов оформленных должностных инструкций

3.4. Наличие у специалистов оформленных инструкций по охране труда

3.5.Своевременность прохождения специалистами повышения квалификации

 3.6.Участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня

 3.7.Победа в конкурсах, выставках, соревнованиях

3.8.Участие в научно-практических конференциях, форумах

3.9.Авторские публикации в изданиях выше школьного уровня, проекты,  получившие общественное одобрение

Качество процесса

1. Информирование  об   оказываемей услуге  ТОПМПК:

1.1. Наличие и наполненность Интернет-сайта

1.2. Наличие и наполненность информационного стенда в учреждении

1.3. Информационная поддержка системы сопровождения

1.4. Использование электронной базы документов (ЭБД):

2. Нормативно-правовое и документационное обеспечение деятельности ТОПМПК:

2.1. Соответствие состава  специалистов  ТОПМПК  пр.   Министерства общего и профессионального образования «Об утверждении состава и порядка работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области»

 2.2. Наличие Административного регламента  оказываемой  услуги

2.3. Наличие утвержденных планов работ комиссии и специалистов

2.4.Наличие договоров о безвозмездном оказании услуг с образовательными организациями

2.5.  Учет заявлений на оказание услуг от обратившихся

2.6. Наличие договоров на оказание услуг сопровождения (консультирование, реализация  программ  сопровождения)

3. Коммуникативная компетентность специалистов.

4. Профессиональная компетентность специалистов:

4.1. Соответствие применяемых форм и методов работы целям и возрастным особенностям участников

4.2. Соблюдение этапов и регламента проведения мероприятия

4.3. Рефлексия собственной деятельности

Результат

 Количественные результаты:

1.1. Количество  обследованных детей

1.2. Оформление специалистами заключений, рекомендаций, по итогам проведенной работы

1.3. Наличие рефлексивных и/или аналитических отчетов о выполнении работ (оказании услуг)

1.4. Количество  реализованных программ сопровождения

1.5.Количество  консультаций

2. Качественные результаты:

2.1. Предоставление адресных рекомендаций  по итогам психодиагностики и консультирования

2.2. Позитивная динамика в обучении, социальной адаптации, развитии

2.3. Повышение психологической компетентности участников образовательных отношений

3. Наличие системы внутреннего контроля качества предоставления услуг:

3.1. Ведение журнала проведения проверок

3.2. Наличие документов (протоколы супервизий и т.п.), отражающих содержание внутреннего контроля качества услуг

4. Удовлетворение потребностей обратившихся:

4.1. Удовлетворенность результатом оказанных услуг

4.2. Соответствие результата работы специалистов ожиданиям получателей услуг

5. Создание системы мониторинга (экспертизы) качества

5.1.Мониторинг эффективности выполнения рекомендаций,  данных детям, прошедшим обследование на  ТОПМПК

5.2.Востребованность услуг участниками образовательных  отношений

5.3.Развитие содержания индивидуальной карты учета динамики  развития ребенка как систематизирующего элемента  сопровождения и как  мониторинга индивидуального прогресса  учащихся

5.4.Мониторинг доступности и вариативности  образования в образовательных  организациях  для  реализации  основных  образовательных программ  с учетом Федеральных  государственных  образовательных  стандартов основного   общего  образования для обучающихся с ОВЗ

5.5. Бенчмаркинг  как  метод контроля и внедрения в практику работы технологий, методов работы лучших организаций-аналагов.