Прозвища учителей, как отражение педагогического авторитета. Ложные виды педагогического авторитета

Черкашина Ирина Игоревна, учитель-логопед ТО ПМПК, ГКОУ СО "Новоуральская школа №2", Новоуральск

К одной из особенностей речи современного школьника, на которую обращают свое внимание педагоги, относится употребление в ежедневной коммуникации прозвищ. Обычно, это явление иллюстрируют примерами прозвищ, обращенных конкретно к адресату, применяемых в относительно замкнутых школьных коллективах в ситуации общественного равенства участников коммуникативного акта. Но проведенный нами (специалистами ТО ПМПК) анализ речи обучающихся при многолетнем посещении образовательных учреждений выявил так называемые "заглазные" прозвища, которые занимают особенное место в школьной коммуникации. Свое название они получили по русскому выражению "за глаза".

Отличительной чертой "заглазных" прозвищ является то, что они выполняют эмоционально-экспрессивную и парольную функции. Эмоционально-экспрессивная функция в ситуации отсутствия ответной реакции адресата характеризуется ярко выраженной оценочной составляющей в "заглазных" прозвищах. Парольная функция проявляется в содержащихся в "заглазных" прозвищах намеках на то, что известно только членам определенной замкнутой группы.

Использование данных прозвищ представляется некорректным по отношению к вышестоящему по социальной лестнице лицу и, более того, может привести к конфликту между ними.  

Основной причиной появления "заглазных" прозвищ является социальное неравенство автора (называющего субъекта) и именуемого. При этом возможно более четкое выделение типов именующих субъектов. Взаимоотношения представителей разных социальных групп в школьном сообществе, при которых нередко имеет место возникновение "заглазного" прозвища у одного из участников, могут быть рассмотрены в рамках следующих моделей:

  1. Модель ученик – учитель, где в качестве именующего субъекта выступает ученик, а в качестве именуемого – учитель. На протяжении всего срока обучения в школе восприятие учителя его учениками перестает сводиться лишь к исполняемой им социальной роли (педагога, преподавателя определенного предмета); его начинают воспринимать как личность со своими особенностями и характеристиками (внешность, манера одеваться, речевое поведение и проч.) и, соответственно, оценивать их через призму несоответствия общественным стандартам. Спектр оттенков значений "заглазных" прозвищ колеблется от ласковых, шутливых до унизительных. В данном типе прозвищ усиливается оценочный компонент. "Заглазные" прозвища могут быть нейтральными, но в большинстве своем они служат не только для называния именуемого субъекта и выделения его из множества других индивидов, но в первую очередь для характеристики данного субъекта. Анализ "заглазных" прозвищ учителей показал, что в 65% случаев они действительно носят негативный оттенок. Это, в первую очередь, связано с психологией школьника, т. к. именно в этом возрасте ученики склонны обращать внимание на различные недостатки как своих сверстников, так и учителя. "Заглазное" прозвище иногда является своеобразным ответом учеников на несоответствующее, по их мнению, поведение учителя, местью за нанесенную обиду.  Директор школы – звали Робот (имел привычку монотонно повторять одну и ту же фразу несколько раз голосом, напоминавшим голос робота с планеты Шелезяка). Помню еще, одно время информатику вела учительница, которую звали Наталья Робленовна - разумеется, она тут же превратилась в Проблемовну, так как "Как все тонкие, чувствительные, ранимые натуры, она был редкостной гадиной..."  Завуча в нашей школе дразнили Селедкой. Она тощая была, видимо, ввиду имели хребет рыбный, была очень вредная. По истории у нас была Марья Максимовна её звали Марька-злобный гном. Она очень грозно и долго ругала за провинности. Еще была учительница по физкультуре - Ведьма Горилловна (Вера Гавриловна), любила ставить двойки. Директрису все звали Тачкой, конкретно наезжала, если провинишься. Мария Павловна-учитель истории, очень грозная была историчка, ломала о не послушных детей указки и линейки(кто помнит были такие деревянные метровые) за что и имела прозвище - Мария Палковна. Директрису звали - Сталин в юбке - ох и грозная женщина была! Завуча все называли Сирена, потому что, когда ты на четвертом этаже, а она поднимается по лестнице на второй, в другом крыле, то ее все равно можно было услышать не особо напрягаясь. У военрука была кличка Стакан Стаканыч поскольку любил выпивать. Сталин – был злобный и мстительный физрук. Физрука у нас звали "Косой" т.к. постоянно наш класс засуживал у другие классы нет. Учительница физкультуры Алла Леонидовна - "Алла Людоедовна" (суровая была тетка). Биолога звали Бацилла - худой, бледный и несчастный. Учителя литературы звали Анаконда Захаровна, так как насмерть душила знаниями текста произведений и т.д. В 10% случаев "заглазных" прозвищ отмечено изолированное использование отчества в качестве "заглазного" прозвища является традиционным по отношению к преподавателям физической культуры и технологии, например, Федорыч, Петрович, как и псевдоотчеств, в основу которых положены не только личные качества именуемых, но и фонетические ассоциации с отчеством:, Горыныч (от Егорович). Это явление полностью соответствует существующей в русском языке традиции использовать изолированные отчества среди "простого народа" по отношению к лицам среднего и – особенно – пожилого возраста. По английскому у нас был учитель - Петрович, потому что у него было такое отчество. Директора школы звали Фифич, потому что был Федор Иванович. Учителя истории звали Феофаныч, полное имя Леонид Феофанович. По физкультуре в первом классе - Рашид Зигантович, а так как мы были маленькими, то на полном серьезе называли его Рашид Гигантович. В школе была классный руководитель Елена Степановна, все звали ее Степашка. В школе учителя физкультуры звали Григораш (Григорий Яковлевич). Химика Викторию Васильевну звали "ВВ". Директора Николая Николаевича – Ник. Ник. Учителя труда звали Леня Паша от имени Леонид Павлович. Большинство учителей звалось либо по отчеству - Юлиановна (химия), Арнольдовна (литераторша), Калениковна, Евстафьевна, либо по специальности химичка, физичка, трудовик и т.д. Однако в ряде случаев (35% от общего количества "заглазных" прозвищ) прозвища учителей наделены исключительно положительными либо нейтральными свойствами, что свидетельствует о признании авторитета учителя, о положительной оценке его качеств со стороны учеников. В данном случае в качестве "заглазного" прозвища часто употребляется собственные имена или ласковые имена, как правило, героев кинематографа, например: Классных своих мы любили и называли за глаза по именам – Галя, Надюша. Физик был у нас пан Беспальчик - аналогия с программой "Кабачок 13 стульев", двоек зря не ставил. Учителя биологии мы прозвали Ведмедик. Он был полненький, обаятельный и просто очень хороший человек. Учителя математики звали Одуванчик, был безвредный, как этот цветок. Физик, недавний выпускник института – Серега. У нас был учитель истории Бонифаций. Имел львиную гриву волос и благородный характер. Любимая наша биологичка Антонина Николаевна звалась Атаколавна. Любимая учительница по литературе - Ольга Константиновна, ее прозвище – Констанция. Учитель английского – Гаечка, маленькая, красивая, всегда готова помочь. Классная руководительница и она же учитель русского языка и литературы – Валечка. Директор школы – Ляля, веселая, энергичная дама. Нашего военрука – звали Воевода. По литературе Ольгу Валентиновну звали - Пушкина, за фанатизм. Завуча школы звали Зоосад от ФИО Лев Михайлович Орлов, очень добрый и порядочный человек. А наши военруки не имели прозвищ - это были подтянутые молодые спортивные мужички. Мы считаем, что в данном случае изменения личного имени учителя можно условно отнести к прозвищам по той причине, что положительное отношение к педагогу со стороны обучающихся, входит в противоречие с общепринятым понятием "кличка, прозвище".
  2. Модель учитель – ученик, где в качестве называющего субъекта выступает учитель, а в качестве субъекта номинации – ученик. "Заглазные" прозвища, данные ученикам учителями, – самая малочисленная группа данного вида наименований (5% от общего количества "заглазных" прозвищ), однако она занимает определенное место в системе школьных прозвищ. Особенностями этой группы является то, что большинство прозвищ имеют ироническую, шутливую окраску, без негативного компонента, отсутствует нецензурная лексика. В узком коллективе учителей всегда существует субъективное отношение к ученикам, что является основной причиной возникновения "заглазных" прозвищ: "Ботаник", "Красотка", "Зубрила", "Фифа", "Любимец публики" и т.д. 

Прозвища обеих рассмотренных групп обладают своими оригинальными особенностями, однако в основе всех прозвищ лежит, на наш взгляд, одна и та же особенность отношения именующего субъекта к именуемому. Если именуемый субъект педагог, то "заглазное" прозвище в значительной степени определяет его педагогический авторитет.

Правильная постановка педагогических требований – это умение предъявлять педагогические требования в такой форме, которая стимулировала их выполнение. Для этого необходимо, чтобы педагог избегал запретительных требований, а использовал утвердительные требования. Педагог должен владеть арсеналом этих требований. Практика наших наблюдений показывает, что молодые педагоги чаще пользуются прямыми запретительными требованиями, а опытные – косвенными.

Грамотное предъявление педагогических требований зависит от авторитета педагога. О педагогическом авторитете в последнее время написано незначительное количество работ, но важность этой составляющей педагогической деятельности не становится меньше.

Педагогический авторитет – это уважение учеников и воспитанников к своему педагогу, основанное на признании его личностных, профессиональных и моральных качеств.

Признаки подлинного педагогического авторитета:

  • уважительный тон в обращении к педагогу;
  • полное выполнение требований педагога;
  • внимание к душевному состоянию педагога;
  • внешние знаки внимания (забота о здоровье, желание оказать помощь). 
  • стремление детей понять и простить возможные ошибки педагога. Это объясняется действием известного психологического механизма, т. е. переносом на себя (подражанием). Но если мы человека не любим, то даже лучшие его поступки мы истолковываем в худшем смысле.

Подлинный педагогический авторитет достигается только благородными средствами, в т.ч. за счет укрепления авторитета других педагогов. 

Ложные виды авторитетов

  1. Авторитет подавления. Самый страшный, хотя и не самый вредный. Такой педагог рассчитывает на чувство страха перед своей личностью. Этого он достигает грозным видом, сердитым тоном, грубостью, двойками, наказанием. Такие педагоги воспитывают либо черствых, бездушных людей, либо людей сломленных, раздавленных.
  2. Авторитет расстояния. Строится на убеждении педагога в том, что общение с учащимися придает обыденность отношений. Они считают, что педагог должен быть как бы недоступен, возвышен.
  3. Авторитет чванства. Строится на стремлении педагога подчеркнуть свои достоинства, значимость своей личности. Он ставит себя выше окружающих, он снисходит до окружающих, он не допускает ошибок. Данный педагогический авторитет воспитывает у детей цинизм.
  4. Авторитет педантизма. Строится на стремлении педагога добиваться буквального выполнения его требований. Педагог-педант – это человек, который формально выполняет свои обязанности и формально относится к учащимся. Педант старается запугать детей своим предметом. Он видит лишь форму деятельности ребенка, не вникая его психологическое содержание. Педантизм у педагога проявляется в стремлении все заорганизовать. Это воспитывает формализм и безынициативность. Не надо путать педантизм с требовательностью.
  5. Авторитет резонерства. Он достигается словесными внушениями. Особенность его в том, что педагог стремится к бесконечным наставлениям, внушениям, нотациям. Такие педагоги создают проблему из-за пустяка. Они воспитывают безвольных, безынициативных людей. Людей – краснобаев, страдающих логореей.
  6. Авторитет любви. Строится на стремлении педагога демонстрировать свою любовь и нежность к детям. Они бесконечно сюсюкают с детьми, гладят их по голове и т.д.
  7. Авторитет доброты. "Самый неумный авторитет". Основан на неправильном понимании педагогом сущности доброты. Доброта – это сочетание любви, уважения и требовательности. "Люби как душу, а тряси как грушу". Он проявляется в снисходительном отношении к проступкам детей, в нетребовательности при выполнении указаний педагога, стремлении неблаговидные поступки детей, благовидными причинами. Этот вид авторитета свидетельствует о равнодушии педагога к своему делу и детям.
  8. Авторитет панибратства. Основан на стремлении педагога продемонстрировать близость с детьми. Педагог игнорирует свой деловой статус, он придерживается внешних форм общения с детьми, по сути дела, он отказывается выполнять социальную роль наставника своих воспитанников. Относя себя к сфере интересов воспитанников, педагог должен принимать те ценностные ориентации, которые господствуют в их среде. Педагог не понимает сущности дружбы между старшими и младшими.
  9. Авторитет подкупа. Педагог покупает свой авторитет различного рода задабриванием, необоснованным поощрением.

Как завоевывается подлинный авторитет?

  • Подлинный авторитет можно завоевать только честным отношением к своему долгу и обязанностям.
  • Уважительным и требовательным отношением к своим ученикам.
  • Принципиальностью и последовательностью в своих действиях.
  • Отличным знанием своего дела и умением доводить начатое дело до конца.
  • постоянным самоусовершенствованием.

Подводя итог, необходимо отметить, что "заглазное" прозвище часто является своеобразным ответом учеников на несоответствующее, по их мнению, поведение учителя. Значит педагог в свое время, а это бывает, как правило, в начальный период работы, не смог правильно провести рефлексию своей деятельности, в результате чего сформировался целиком или частично ложный педагогический авторитет, который и нашел свое отражение в "заглазном" прозвище.

Список использованной литературы

  1. Валеев Г.К. Новые книги по ономастике. – РЯШ, 1989, № 4.
  2. Веселовский, С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии / С. Б. Веселовский. – М., 1974.
  3. Гоголь Н.В. Мертвые души. М.: Художественная литература, 1978. Т. 1., гл. 5.
  4. Гридина Т.А. Имена собственные как база языковой игры. – РЯШ, 1996, № 
  5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. / В. И. Даль. – М.: Рус.яз., 2002. – Т.1.699с; Т.2. 779с; Т.3. 555с; Т.4.
  6. Данилина, Е. Ф. Прозвища в современном русском языке / Е. Ф. Данилина // Восточнославянская ономастика: Исследования и материалы. − М., 1979.
  7. Берков В.П. Российские имена и фамилии. Правила потребления : учеб пособие. М. : Высш. шк., 2007. 
  8. Лемяскина Н.А. Развитие языковой личности и ее коммуникативного сознания (на материале речевого поведения школьника) : ав-тореф. дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2004. 
  9. Мамаева С.В. Своеобразие речевой подкультуры школьника-подростка. Красноярск, 2007. URL: http://www.emissia.org/offline/2007/1123.htm 
  10. Супрун В.И. Антропонимы в вокативном употреблении // Изв. Урал. гос. ун-та. 2001. Вып.4. №20. 
  11. URL : http://wap.lenkovictor.forum24.ru/71-3-20-00000035-000-10001-0  
  12. URL : http://forum.ellegirl.ru/lofiversion/in-dex.php/t4678-250.html 
  13. URL : http://www.b3ta.com/questions/worst-nicknamesever/page32 
  14. URL : http://www.experienceproject.com