Сопровождение обучающихся с ОВЗ в процессе профессионального самоопределения

Федоричева Валентина Владимировна, социальный педагог, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

 

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Поэтому в процессе профориентационной работы выделяем следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

  • Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
  • Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
  • Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
  • Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
  • Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

В образовательном учреждении особое внимание уделяется профориентационной работе с обучающимися. Составлена и реализуется программа по профориентации. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственным за профориентационную работу в школе является заместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагог, психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школы с предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними учебными заведениями, внешкольными учреждениями, осуществляющими деятельность по профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 8-9 классов, которую проводят психологи МБОУ ДО "СЮТ" – "Приоритетные жизненные ценности". Цель: выявление содержания, структуры и факторов, определяющих состояние профессиональных намерений обучающихся.

Задачи:

  • соотнести содержание профессиональных намерений старшеклассников с актуальной и перспективной потребностью в квалифицированных кадрах регионального труда;
  • выявить структуру профессиональных намерений обучающихся;
  • определить факторы, влияющие на формирование профессиональных намерений старшеклассников.

Работа по профориентации обучающихся носит комплексный характер.

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе в функции которого входят: 

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: 
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

 

Классный руководитель: опираясь образовательную программу и план воспитательной работы школы: 

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники: 

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у подростков адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.

Социальный педагог: 

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • организует работу школьного трудового отряда;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог-психолог:

  • изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике. 

Библиотекарь: 

  • регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь при выборе профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; 
  • изучает читальские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; 
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); 
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д). 

Школьный врач

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у обучающихся установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.

Направления и формы работы

Организационно-методическая деятельность 

  • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися 

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий;
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
  • •трудовой деятельности подростков с 14 лет.

Работа с родителями 

  • проведение родительских собраний, лектории для родителей.
  • индивидуальные консультации специалистов школы с родителями по вопросам личностных особенностей обучающихся;
  • организация помощи родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; 

С целью оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности составляется совместный план с НТК, куда входят следующие мероприятия: недели профессий по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, дни открытых дверей, экскурсии, интегрированные мероприятия ("Капустина", "Масленица", "Пасха").

Сотрудничество с пенсионным фондом носит разовый характер. 

Хотелось бы привлечь к сотрудничеству специалистов центра занятости с целью информированности обучающихся о востребованных специальностях рынка труда.

В результате правильно организованной профориентационной работы выпускники школы продолжают свой образовательный маршрут исходя из выбранной профессии, согласно своим предпочтениям и возможностям.

Распределение выпускников по каналам образования:

Год Всего выпускников Поступивших в 10 класс По программам квалифированных рабочих и служащих По программам подготовки специалистов среднего звена По программам профподготовки
2013 17 0 11 3 2
2014 22 2 17 3 0
2015 23 1 17 16 0