Мультимедийные презентации на уроках в начальных классах как способ повышения познавательной активности обучающихся с ОВЗ

Мельман Надежда Григорьевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

 Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Использование возможностей программы MS Power Point для создания презентаций открывает большие перспективы для:

  • повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания; 
  • создания доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;
  • смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
  • стимулирования познавательного мышления учеников;
  • наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

Использование презентаций позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

При создании презентаций для учеников начальных классов следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
  2. На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
  3. Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
  4. Анимация возможна один раз в течение 5 минут.
  5. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
  6. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. 
  7. Слайды должны быть синхронизированы с текстом. 
  8. Не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам.

В начальной школе использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. 

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

Я применяю разнообразные дидактические приёмы на уроках русского языка: интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы. И опять на помощь приходит презентация. Презентация выручает и при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. 

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

Литература

  1. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.
  2. Дьяконов. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1’99. С. 33-38.
  3. Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. С. 21-27.
  4. Голосов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http://firsschool.ucoz.ru/|oad/1-1-0-2 

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2015/03/melman