Система работы по формированию коммуникативных УУД у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности

Вологина Татьяна Владимировна, музыкальный руководитель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС НОО являются требования по формированию универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.

Федеральные государственные стандарты нового поколения пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ обязательное формирование универсальных учебных действий. Отсюда следует, что главным в развитии личности ребёнка является умение учиться через познание мира в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

Содержание и способы коммуникации обусловливают развитие способности личности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Кроме того, они формируют "Я - концепцию", как систему представлений о себе и отношений к себе, о роли в социуме.

В представленной статье раскрыта система работы музыкального руководителя по формированию коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности.

В педагогической практике существует большое количество разнообразных форм организации внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД: словесно-логические, игровые, образно-художественные, трудовые, психологические и так далее. Из этого многообразия деятельности представлены некоторые формы, методы, технологии по формированию коммуникативных УУД, которые достаточно часто используются в повседневной работе.

В практике музыкального руководителя достаточно распространённой формой является групповая форма работы. Обучающиеся с ОВЗ учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Каждый раз, намечая какую-либо групповую работу, организую определённый технологический процесс, который складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации). Исходя из проблемной ситуации, дети делятся по группам по интересам. Эти группы могут быть мобильными и дети в них меняются исходя из предложенных обстоятельств.
  2. Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе: дети решают, как выполнить задания: все вместе отвечают на поставленный вопрос или распределят вопросы между всеми участниками группы.). Вот здесь и начинают формироваться такие коммуникативные УУД, как умение договариваться, принимать точку зрения другого, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания.
  3. Заключительная часть работы в группах (сообщение о результатах работы в группах всему классу, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели). Формируемые коммуникативные УУД на данном этапе: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Умение оценить свою работу и свой вклад в общее дело.

Если в ходе работы в группах обнаруживаются проблемы в общении, согласии друг с другом, выборе стратегии действий, то мы приходим к выводу, что нужно обозначить правила работы в группах:

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие:
  • никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку".

Все обучающиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил для достижения положительных результатов. Выведение и выполнение этих правил у детей формируются следующие коммуникативные навыки:

  • умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • умение договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Это позволяет сформировать у обучающихся с ОВЗ понятия о том, как работать в группах, для того, чтобы эта работа была более продуктивной.

В своей практике также использую различные методы групповой работы: кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм. Кроме этих методов в 2015-2016 учебном году изучила и начала использовать метод "Аквариум". Аквариум — это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним "проживать" ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и "сопереживать" ее. Этот метод не требует долгой и основательной подготовки группы, поэтому для повышения мотивации на занятиях применяю его вна начальном этапе занятия, в распеваниях, а также на занятиях музыкальной постановки, например:

  1. "Рассказ от первого лица": (сказка "О Курочке Рябе", которая рассказывается от первого лица)
  2. Инсценировка сюжета любой известной сказки (из предложенных) в форме пантомимы под музыкальное сопровождение.
  3. "Изменение сказочной развязки" (придумать другое окончание сказки, рассказа) Следующая форма работы в парах. Дети учатся работать в парах "учитель-ученик", "ученик-ученик" Знакомятся с правилами общения. Работу в парах можно организовать на любом виде и этапе урока или занятия. В практической деятельности работу в парах применяю на занятиях вокального ансамбля и музыкальной постановки. Форма работы в парах тоже имеет свои неоспоримые преимущества, так как она помогает организации общения, где каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания. Работу в парах тоже возможно организовать максимально интересно для учащихся, применяя игровые формы работы.
  4. "Нарисуй мне музыку". Ученики также работают в парах. Расположение-друг напротив друга, звучит два разнохарактерных музыкальных произведения, и, с помощью жестов ученик как бы рисует картину на заданную тему (например, природа, время года) перед своим партнёром. А второй ученик должен угадать, какое это время года.

Из применяемых мной интерактивных методов работы можно выделить следующее:

  • Элементы арт-терапии: музыкотерапия, танцетерапия
  • Игротерапия: игровые методы, сказкотерапия,
  • Психокоррекционные методы (драматизация, пантомима, театрализация, инсценировки, спектакли, диалоги (беседы, дискуссии, интервью, проблемные вопросы)
  • Информационно-компьютерные технологии: видеоэкскурсия, просмотр мультфильма, развивающие задания и программы, слушание аудиосказки с последующим обсуждением услышанного.

Игры могут быть построены в форме сказки или притчи и тогда игровой метод переходит в сказкотерапию. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи.

На современном этапе развития общества и образования невозможно представить обучение детей без использования информационно-коммуникационных технологий. К методам, способствующим формированию у обучающихся с ОВЗ коммуникативных навыков, можно отнести: видеоэкскурсию, просмотр мультфильмов, развивающие задания и программы, слушание аудиосказки с последующим обсуждением услышанного т.п. Средствами интерактивного обучения здесь являются ТСО – магнитофон, DVD - проигрыватель, телевизор, компьютер, ноутбук, планшет.

Приёмы арт-терапии

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации (проговаривании) своих переживаний, например, из-за речевых нарушений или замкнутости, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Рисование не только развивает мелкую моторику. Педагогу важно знать, что у обучающегося с ОВЗ в процессе рисования формируется образное мышление, чувство цвета, ритма и композиции. Это важный элемент работы по гармоничному развитию обеих полушарий головного мозга. Через рисование ребенок учится концентрации внимания и расслаблению. Рисуя, он может проработать сложные ситуации, избавится от навязчивых страхов. Создать для себя образ силы, здоровья, радости и закрепить его наглядно, на бумаге. А это помогает ребенку находить красоту и черпать силы и вдохновение в окружающем мире.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимися и педагогом, между самими обучающимися.

Рассуждая о системе работы по формированию коммуникативных УУД необходимо уделять внимание вопросу рефлексии формируемых универсальных учебных действий. В практике работы использую методику Галины Анатольевной Цукерман, которая позволяет выявлять коммуникативные навыки у обучающихся на начальной стадии.

Основная цель методики: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными не закрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  • Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  • Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  • Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

В заключении необходимо отметить что, формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения этой группы детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарский И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М., “Просвещение” 2010
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., “Просвещение” 2010
  3. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. Волгоград: “Учитель” 2009
  4. Щербаков А.В. под ред. Фоминой Н.Н. Искусство и художественное творчество детей. М., 1991

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2015/03/vologina