Визуальное расписание как метод обучения самостоятельности обучающегося с расстройством аутистического спектра

Лопатникова Ольга Владимировна, учитель, ГКОУ СО "Богдановичская СКОШИ", Богданович

Ребенок с расстройством аутистического спектра – это ребенок с особыми потребностями в обучении, научить такого ребенка навыкам самостоятельности очень кропотливая и важная работа. Вовлечение ребенка – аутиста в учебную деятельность – сложная задача. Одним из самых эффективных методов для обучения самостоятельно выполнять последовательность действий является использование визуального расписания заданий - Picture Activity Schedule. Данный метод применяется при обучении детей с расстройством аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Визуальное расписание заданий - это набор карточек и/или написанных слов- подписей, на которые ориентируется ребенок во время самостоятельного выполнения задания. Визуальное расписание может быть детальным, в котором расписано каждое действие, или более общим, включающее обозначения отдельных заданий.

 Формы расписания:

  • предметное (предметы, расположенные в ряд);
  • планшетное
    ;
  • папка формата А5 с файлами или тонкий альбом для фотографий, с размещенной на каждой странице картинкой-символом задания, которое ребенку нужно выполнить;
  • картинки, расположенные в вертикальный или горизонтальный ряд на липкой ленте или магнитах.

На начальной стадии достаточно перед очередным заданием просто давать ребенку определенный предмет, который он будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера и также должен символизировать определенное событие. Например, обед — ложка, рисование - карандаш и т.д. На последующих этапах можно выставлять символизирующие предметы в ряд или сделать для них небольшую полочку. Обучающийся берет эти предметы по порядку и выполняет соответствующие задания.

Если ребенок правильно соотносит предметы и их изображения можно использовать расписание на основе картинок или фотографий. Рисунки/фотографии, отображающие последовательность событий, можно крепить в вертикальный либо горизонтальный ряд на ленте липучке или при помощи магнитов в специально отведенном месте. Ребенок после выполнения задания переворачивает картинку или кладет ее в конверт-кармашек и приступает к выполнению следующего задания. Оптимально использовать карточки, которые включают изображение, пиктограмму и соответствующую подпись. 

Расписание должно быть простым и доступным для ребенка. Оно может быть составлено на целый день, а может содержать 2 – 3 символа предстоящих событий. 

Расписание должно быть строго индивидуализировано, при его составлении должны быть учтены:

  • какой тип расписания понятен ребенку;
  • количество шагов;
  • форма вознаграждения ребенка.

Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом, а потому это коммуникация, которую им проще понять. Данный метод позволяет ребенку обучаться новым навыкам и расширять свои интересы, а также позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации. Использование визуального расписания позволяет:

  • научить аутичного ребенка быть более самостоятельным, и не зависеть от подсказок и инструкций взрослых;
  • уменьшить нежелательное поведение;
  • работать над навыками социального взаимодействия;
  • организовать досуг и направить ребенка на более функциональную и эффективную деятельность.

Список использованной литературы

  1. Веденина М.Ю. Общие трудности бытовой адаптации аутичных детей. // Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации 
  2. Гроидин Т. Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Пер. с англ. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999.