Внеклассное занятие - 1 класс - "Матрёшка – символ российской национальной культуры"

Добрыдина Ольга Викторовна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Внеклассное занятие - 1 класс - "Матрёшка – символ российской национальной культуры"

Цель занятия: Формирование интереса к русской матрешке, как символу российской национальной культуры.

 

Задачи:

  • дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов и национальном сувенире;
  • развивать интереса к народному творчеству; 
  • воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров, вызвать желание создавать красоту своими руками.

Оборудование: деревянные матрёшки (из набора), ларец (чёрный ящик), презентация, иллюстрации с изображением матрёшки, цветные карандаши и фломастеры, раскраски.

Ход занятия:

 

1. Знакомство с ценностью. 

(Открыт 1 слайд – пустой)

Слава нашей стороне,

Слава российской старине!

И про эту старину

Я говорить начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

 

А расскажу я вам сегодня об игрушке, которая издавна известна в нашей стране. 

Отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь и что у меня спрятано в волшебном ларце?

 

Ростом разные подружки

И похожи друг на дружку.

Все они посиживают друг в дружке,

А всего одна игрушка!

(матрешка) 

Дети дают ответы и из ларца достают матрёшку 

Конечно, это матрешка, самая необыкновенная игрушка. 

 

Значит, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Совершенно верно! Сегодня мы с вами будем говорить о матрёшке.

(2 слайд ) – тема занятия

 

2. Осознание и проговаривание ценности на своём языке (познавательная беседа)

(Предложить рассмотреть, потрогать, полюбоваться матрёшкой, раскрыть её секрет.)

Ребята, скажите, какая она - Матрёшка? 

Конечно, она красивая, яркая, весёлая. Любуешься на нее и сердце радуется.

 Нравится она вам? А чем уникальна эта игрушка? (ответы детей)

Матрёшка – сборная игрушка, можно собрать в одну.

А ещё Матрёшка – самый популярный в мире сувенир. Прекрасный образец народного искусства. Матрёшка – уникальная народная русская игрушка. И она является символом нашей страны, России. 

А откуда матрешка к нам в Россию пришла? (догадки детей)

Идея создания деревянной расписной куклы возникла под впечатлением японской игрушки, привезенной из Японии. Увидел российский художник Сергей Васильевич Малютин, фигурку деревянного Фукурумы.

(3 слайд) – старичок Фукурума с семьёй

Такой умным-преумным был этот Фукурума, что его голова растянулась от постоянных раздумий вверх. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его семья, поэтому выражение лица у Фукурума было озабоченным, ведь всю семью нужно как-то прокормить. 

Сергей Васильевич был впечатлён японской куколкой. Он решил создать свою, русскую деревянную игрушку. Народному мастеру по дереву Василию Звёздочкину она тоже понравилась. 

Сделал он заготовки из дерева, выточил пустые фигурки и отдал художнику расписывать. 

( 4 Слайд ) – матрёшка и её семья

Малютин изобразил на первой фигурке девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. 

(5 слайд) – русская матрёшка в сарафане с петухом

И так захотелось данной деревянной куколке русское имя отдать! 

В то время самое популярное женское имя было Матрёна!

И стали новейшие игрушки Матрешками. 

 

А что означает это имя? (предположения детей)

В его основе этого имени лежит слово - мать. Потому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях было принято иметь по многу детей. Игрушка понравилась и детям и взрослым.

С тех пор и начали народные мастера матрешек по русским селам из дерева вытачивать и расписывать. Разные мастера матрешек расписывали по-своему. Поэтому хоть и похожи матрешки, но всё-таки они разные. 

(6 Слайд ) - матрёшки 

Точной даты рождения первой матрёшки неизвестно, но создали её примерно в 1898 году. Значит матрёшке уже 117 лет.

 А вы знаете, что самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха.

 

3. Проживание ценностных ситуаций и упражнение в ценностном поведении. 

Ну, что, если Матрёшка игрушка – значит с ней надо поиграть. 

Пока мы знакомились с нашими Матрёшками мы их всех перепутали.

Задание «Найди семейку» 

Вам необходимо найти одинаковые матрёшки из одной семейки и поставить их по росту (от большой до маленькой). 

Как вы отличили Матрёшек? Что помогло вам при нахождении семьи?

(Форма матрёшек разна, узоры разные, цвет.)

Практическая часть: 

А теперь предлагаю вам стать настоящими художниками и украсить Матрешку яркими красивыми цветами (раскрасить Матрёшку)

 

4. Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях

Подведение итогов

Выставка работ детей.

Рефлексия.

Что интересного вы сегодня узнали, и что вам запомнилось, узнаю из ваших ответов. А за правильный ответ вы получаете смайлик.

  1. О чём мы сегодня с вами говорили? (О матрёшке)
  2. Как звали японского деревянного старичка? (Фукурума)
  3. Кто был первым создателем русской матрёшки? (художник Сергей Васильевич Малютин и мастер по дереву Василий Звёздочкин)
  4. Кого держала в руках первая матрёшка? (петуха)
  5. Сколько лет матрёшке? (примерно 117 лет)

Молодцы я вижу, что вы внимательно слушали и всё запомнили, и у нас получилась замечательная выставка из матрёшек.