Инновационные педагогические технологии психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ (Использование метода бионергопластики в работе учителя-логопеда)

Флягина Наталья Сергеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Сухоложская  школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Сухой Лог

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Поэтому коррекционная работа с такими детьминасыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Занятия нацелены на развитие силы, работоспособности, подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у школьников с ограниченными возможностями здоровья, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.Я подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Когда знакомлю детей с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Заметила, что в этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Предлагаю несколько игровых вариантов проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.

Кошка и горшок с молоком.

(к темам "Домашние животные", "Посуда")

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

В кухне нашей под столом

Стоит крынка с молоком.

К крынке кошка подошла,

 

 

Сверху сливки попила

 

Глубже сунулась в горшок:

  –  Молочка напьюсь я впрок!

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой,

Налакалась молочка –

 

 

 

 

Не уйти ей из горшка!

С головы горшок не слез.

С ним и убежала в лес!

«Блинчик».

 

«Чашечка» вне ротовой полости.

«Кошка сердится».

 

 

 

Лакание с верхней губы широким язычком.

«Чашечка» за верхними зубами.

 

 

«Цоканье».

 

«Маятник».

Широким языком слизывать с верхней губы и убирать язык за верхние зубы.

 

 

 

«Болтушка».

 

Выставляют перед собой выпрямленные ладони.

«Корзиночка».

 

Согнутые пальцы правой руки опираются на выпрямленную ладонь левой.

Манящие движения ладонями обеих рук.

«Корзиночка».

 

 

 

Качают головой.

 

 

Ладонь правой руки мягко обхватывает выпрямленные пальцы левой руки и прячется под ладонью.

 

 

«Бегут» пальчиками рук по столу.

Весна

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

Стучат все громче дятлы,

Синички стали петь.

 

Встает пораньше солнце,

Чтоб нашу землю греть.

 

 

Бегут ручьи под горку,

 

Растаял весь снежок,

 

 

А из-под старой травки

Уже глядит цветок.

Раскрылся колокольчик

В тени, там где сосна,

 

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

«Барабанщик».

 

 

 

«Качели».

 

 

 

 

«Мостик».

 

«Блинчик».

 

 

«Чашечка».

 

Чередование положений широкий – узкий язык.

 

«Болтушка» на верхней губе.

Согнутые пальцы правой руки стучат в выпрямленную ладонь левой.

Пальцы обеих рук сгибаются и разгибаются в направлении от себя – к себе.

Правая рука изображает мостик на левой.

Дети протягивают выпрямленные ладони перед собой.

Складывают ладони ковшиком.

Пальцы рук раздвигаются и снова собираются вместе.

Изображают звенящий колокольчик.

Литература

  1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.
  2. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2016/01/flyagina