Логопедический исследовательский проект по теме: "Нахождение антонимов и синонимов в пословицах и поговорках"

Бобровская Наталья Ивановна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

В соответствии с требованиями образовательного стандарта нового поколения необходимо формировать у обучающихся универсальные учебные действия. В качестве эффективного средства по формированию универсальных учебных действий является системно-деятельностный подход.

Проектно-исследовательская деятельность школьников помогает реализовать деятельностный подход к обучению. В основе исследования лежит проблема, из которой вытекают цель и задачи деятельности. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития ) трудно создать оригинальный продукт, поэтому им необходимо предложить варианты тематики проектов, которые опирались бы на имеющиеся у них знания и практический опыт, и строились по принципу "от простого к сложному". Таким образом, проект должен быть посильным для выполнения, и являться возможностью сделать работу самому, максимально используя свои способности. 

Технология проектной деятельности позволяет привлечь к сотрудничеству родителей, что повышает результативность и эффективность коррекционно-логопедической работы. 

Предлагаю для ознакомления свой опыт работы по применению данной технологии.


Актуальность темы

Русский народ всегда отличался любовью к своему родному языку и создал огромную копилку устного творчества, веселых потешек, прибауток и загадок, мудрых пословиц и поговорок. Чем же отличаются между собой пословицы и поговорки? Поговорка - это образное выражение без нравоучительного смысла. Пословица - краткое народное изречение с поучительным содержанием. Пословицы и поговорки являются культурным наследием нашего народа, их меткий и точный смысл помогают в непростых жизненных ситуациях. « Пословица недаром молвится»- говорят в народе. Значит, изучение пословиц и поговорок способствует развитию речи и мышления, воспитанию личности.

Цель проекта: 

  1. Изучить устное народное творчество (пословицы и поговорки).
  2. Развивать речевую активность и познавательные способности, расширять объем словарного запаса.

Задачи:

  1. Уточнить и актуализировать знания об антонимах и синонимах.
  2. Найти (исследовать) пословицы и поговорки, насыщенные антонимами и синонимами.

Планируемый результат:

  1. Создать "банк данных" пословиц и поговорок с антонимами и синонимами. 
  2. Представить результат работы над проектом в классе (презентация)

 План реализации проекта:

Этапы

Содержание деятельности

подготовительный

Разработка идеи проекта. 

Сбор и поиск необходимой информации в различных источниках

основной Реализация идеи
обобщающий

Оформление проекта, 

Описание результата

итоговый Представление  (презентация) проекта

Передо мной стоит задача: найти в пословицах и поговорках антонимы и синонимы. Для начала я решил выяснить, что такое антонимы и синонимы. Ответ я нашел в справочной литературе.

Антонимы - это пары, противоположных по смыслу слов (слова - неприятели).

Далее вместе с родителями начали поиск пословиц и поговорок, богатых словами антонимами.

Пословицы с антонимами:

  • Ученье - свет, а неученье - тьма.
  • Знай больше, говори меньше.
  • Скупой богач беднее нищего.
  • Сам стар, а душа - молода.
  • Умный плачет, а глупый скачет.
  • Умный любит учиться, а дурак учить.
  • Ласточка день начинает, а воробей кончает.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Речи – как снег, а дела - как сажа.
  • Нельзя перескочить , так можно подлезь.
  • Долг платежом красен.
  • Свои собаки грызутся, чужие не суйся.
  • Бедный богатому не товарищ.
  • Что мал, что стар.
  • Рубашка беленькая, да душа черненькая.
  • Мягко стелет, да жестко спать.

Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по разному , но одинаковы и близки по значению и смыслу (слова-приятели).

Пословиц с синонимами мы нашли намного меньше.

Пословицы с синонимами:

  • Из огня да в полымя.
  • Спеши – не спеши, а поторапливайся.
  • Приятелей много, а друзей нет.
  • Переливает из пустого в порожнее.
  • Нужда и голод погонят на холод.
  • Курице не быть петухом.
  • Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник.

Вывод: С помощью данного проекта я узнал много новой и интересной информации, научился выделять антонимы и синонимы, узнал много новых слов . Уточнил, чем отличается пословица от поговорки. Родители помогли мне объяснить смысл непонятных для меня пословиц, и в каких ситуациях они употребляются. Пословицы учат видеть добро и зло, высмеивают человеческие слабости и недостатки. Пословицы и поговорки украшают речь человека. В результате работы над проектом я собрал много пословиц , насыщенных антонимами и синонимами ( банк данных) , сделал несколько рисунков , подходящих к пословицам и поговоркам.

Использованная литература:

  1. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. Москва. Олма Медиа Групп .2010. 
  2. Русские пословицы и поговорки. Москва. "Худ. лит" 1988
  3.  Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. Просвещение 1990
  4. Интернет-ресурсы

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2016/01/bobrovskaya