Логоритмика – речевая терапия и развитие речи

Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Нвооуральск

Музыка — могучий источник мысли. 

Без музыкального воспитания невозможно 

полноценное умственное развитие" .

Сухомлинский В.

Музыка не только фактор 

облагораживающий, воспитательный.

 Музыка - целитель здоровья.

Бехтерев В.

То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще в древности. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Различные исследования доказали, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Музыка находится на высшей ступени эстетических ценностей, которые по своему чувственному выражению наиболее близки естественному восприятию человека. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции. Музыкотерапия является реабилитационной методикой воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. 

Логоритмика - однин из видов музыкальной терапии направленной на развитие речи. Это упражнения на координацию слова с движением в сопровождении музыки.

Цель логоритмических занятий: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Основные задачи:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо - зрительно - двигательной координации;

Основные направления работы:

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  • развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  • развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

Виды деятельности. коррекционная направленность

Музыкальный материал

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции:

- выработка диафрагмального дыхания, продолжительность, силы и правильного распределения выдоха.

-работа над выразительностью, силой и высотой голоса, профилактическое действие.

- дразнилки, стихи, простые рифмы, заклички, прибаутки, надувание «мыльных пузырей»;

 - игры с вокальным исполнением

Ритмические упражнения:

- развитие чувства ритма и тембрового слуха;

 - развитие координации, реакции.

- работа со словом, ритмизация текстов;

- речевая декламация;

- игровые методы

Игра на элементарных музыкальных инструментах:

- развитие внимания и памяти;

- развитие координации движений;

- развитие фонематического слуха;

- формирование чувства музыкального ритма, метра и темпа.

Игра на бубне, барабане, металлофоне, маракасах; бубенцах, колокольчиках, треугольниках, ложках и т.д..

 

Слушание музыки:

- развитие музыкального восприятия;

- умение грамотно высказывать свое мнение о прослушанном произведении.

Различные виды музыкальных произведений.

На уроках логоритмики соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение звуков, обогащается словарь детей.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2016/01/glinskih