Опытно-исследовательская деятельность школьников с ограниченными возможностями здоровья

Лисицына Вера Алексеевна, учитель–дефектолог, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа–интернат №1", Нижний Тагил

Особое значение для реализации личности школьника с ОВЗ имеет усвоение им представлений о взаимосвязи окружающей среды и человека. Существенную роль в этом направлении играет исследовательская деятельность школьников начального звена.

Задачами исследовательской деятельности являются:

  1. Формирование у детей представлений об окружающем мире. Развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
  2. Развитие собственного познавательного опыта при исследовании наглядных средств (эталонов, символов, условных образов, моделей).
  3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. 

Организация исследовательской деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов);
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, космическое пространство, свет, звук, цвет и др.);
  3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства; преобразование предметов и др.).

Исследовательская деятельность включает следующие формы работы с детьми:

  • познавательное занятие;
  • совместная исследовательская деятельность детей с учителем (опыты, эксперименты);
  • игры- эксперименты и дидактические игры; 
  • экскурсии на природе.

На уроках окружающего мира лучше всего можно включить исследовательскую деятельность, так как сам материал данного предмета позволяет проводить различные опыты, эксперименты и исследования на уроках. Каждый форма работы исследовательской деятельности имеет определенные этапы: цель, ход и выводы. Так как школьники с интеллектуальной недостаточностью не умеют самостоятельно поставить перед собой цель эксперимента (опыта), а также сделать выводы, то все это достигается с помощью учителя.

Пример таких экспериментов или опытов можно привести следующий:


Опыт 1 "Таяние снега"

Цель: подвести детей к пониманию, того что снег тает от любого источника тепла и превращается в воду.

Ход: наблюдать за таянием снега на теплой руке, на батарее, н а грелке и т. д.

Вывод: снег тает от любого воздуха, идущего от любой системы.


Опыт 2 "Прозрачность воды"

Цель: показать детям "чистая вода – прозрачная", а "грязная – непрозрачная"

Ход: Приготовить два стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие "прозрачный": предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: "Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?"

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудит: "Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже."

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.


Опыты, эксперименты, всевозможные схемы, модели помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе, что является очень важным для ребенка с ОВЗ.

Исследовательская деятельность позволяет обогатить чувственный опыт ребенка – учат его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. В ходе исследовательской деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи. 

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность проводить собственные наблюдения, эксперименты, делать умозаключения. Нельзя формировать за них выводы, лучше сделать это совместно и связать результаты работы с повседневной жизнью, наблюдениями в помещении и на улице.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2016/01/lisitsyna