Практикум как одна из форм взаимодействия с родителями в процессе логопедического сопровождения семей воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи

Набокова Елена Николаевна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад "Росинка", обособленное структурное подразделение детский сад №6 "Дельфин", Новоуральск

В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи.

В 2015-2016 учебном году набранную на один год подготовительную группу (6-7 лет) компенсирующей направленности посещали 82 % детей с ФФНР и 18 % воспитанников с ОНР III уровня. 

По результатам диагностики на начало учебного года 18% воспитанников группы имели недостаточный уровень развития мелкой моторики, у 64% детей мелкая моторика была развита плохо, у 18% дошкольников уровень развития мелкой моторики значительно отставал от возрастной нормы.

Результаты диагностики мелкой моторики воспитанников по методике Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук на начало 2015-2016 учебного года

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, один из которых – "у ребёнка развита крупная и мелкая моторика".

Исходя из особенностей развития воспитанников группы, педагогами группы были определены приоритетные направления по внесению изменений в структурно-функциональную модель работы с семьей. С целью оптимизации деятельности по развитию мелкой моторики педагогическим коллективом группы разработан и апробирован практикум для родителей в рамках логопедического сопровождения семей воспитанников с ТНР "Развиваем мелкую моторику старшего дошкольника: для чего и как?"

В процессе проведения практикума родители активно участвовали в диалоге, отвечая на вопросы: что такое "мелкая моторика", для чего необходимо развивать мелкую моторику и формировать навык правильного захвата карандаша, какие условия для этого создаются дома. 

Логопед группы показывала, а родители упражнялись в выполнении эффективных упражнений для стимулирующего пальчикового массажа и формирования правильного захвата карандаша у детей старшего дошкольного возраста. Все родители получили рекомендации по выполнению массажных упражнений с ребёнком грецкими орехами. Родителям была предоставлена информация о мячиках-ёжиках как предметах микромассажа и рефлексотерапии кистей рук.

Воспитатель группы рассказывала о необходимости предоставлять детям возможность действовать ножницами в домашних условиях, исходя из особенностей развития мелкой моторики и интересов детей.

Под руководством воспитателя родители вылепили из теста первые буквы имени ребёнка, что в будущем позволило детям совместно с воспитателем раскрасить буквы красками, создавая коллективную работу "Первая буква имён детей группы".

Анализируя многолетний опыт взаимодействия с родителями, мы пришли к выводу о необходимости разработки памяток для родителей. Памятка – одна из форм информационного просвещения родителей: оказавшись в привычной семейной обстановке, родителям предоставляется дополнительная возможность переосмыслить информацию, полученную в детском саду. В конце практикума все родители получили памятки по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. 

Наивысшая оценка проделанной работы – отзывы родителей о необходимости, важности таких мероприятий в плане получения новой информации и возможности развивать ребёнка дома с учётом рекомендаций педагогов.

Кроме этого, к концу учебного года 36% детей имели достаточный уровень развития мелкой моторки.

Результаты диагностики мелкой моторики воспитанников по методике Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук на конец 2015-2016 учебного года

Отмечаем и положительные результаты взаимодействия педагогов группы с родителями: такая форма взаимодействия с родителями как практикум, способствует созданию положительного эмоционального микроклимата, повышению педагогической грамотности родителей (на основе ФГОС ДО), обогащению опыта межличностного общения родителей и педагогов, что обеспечивает формирование партнёрских отношений между педагогами детского сада и родителями. 

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. www.firo.ru
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Издательский Дом "Ажур".2014.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2016/01/nabokova