Комплексный подход к адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации

Панова Ирина Геннадьевна, педагог-психолог, ТО ПМПК, Новоуральск

Адаптация к школе является сложным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка, и наиболее сложным он является для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Комплексный подход, в системе психолого-медико-педагогического сопровождения, является необходимым условием успешной адаптации детей в образовательной организации. 

Комплексный подход к адаптации детей с ОВЗ обеспечивает создание условий для освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы через: 

  • взаимодействие учителей, специалистов образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области помощи детей с ОВЗ; 
  • выявление особых образовательных потребностей первоклассников и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей их развития;
  • организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом особых образовательных потребностей; 
  • соблюдение допустимого уровня нагрузки, с учетом рекомендаций медицинских специалистов;
  • оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
  • формирование у обучающихся УУД и освоение системы ценностей и социальных ролей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

Успешность адаптационного процесса связывается с выполнением специальных условий, в том числе использование безбарьерной среды. 

Существенными принципами реализации комплексного подхода являются:

  • Поэтапность в работе опирается на законы и закономерности психического развития, основаны на необходимости своевременной коррекции нарушений.
  • Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника образовательных отношений.
  • Принцип приоритетности интересов, обусловлен особенностями психического развития каждого первоклассника и предполагает разностороннюю организацию деятельности (творческая, конструктивная деятельность, игра, общение, и др.) при условии вовлечения всех сфер психической деятельности ребенка: когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой. 
  • Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, форм, направлений и содержания, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
  • Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения детей с учетом изменений в их личности.
  • Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов ТО ПМПК и ПМПк.

Комплексное сопровождение адаптации детей с ОВЗ предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы (групповые, индивидуальные), программы коррекционной работы, степень участия специалистов, что способствует реализации возможностей обучающихся с ОВЗ и удовлетворению их особых образовательных потребностей в период адаптации.

В организации работы по сопровождению адаптационного процесса детей с ОВЗ задействованы специалисты различного профиля (педагоги, педагоги-психологи, воспитатели, врачи, социальный педагог, учителя-логопеды, и другие). Каждый из них решает свой профессиональный круг вопросов. Различие определяется кругом решаемых задач, методами и направлениями работы. 

Педагоги воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог - осуществляют педагогическую и просветительскую работу, выявляют детей, нуждающихся в дополнительной помощи других специалистов. Врачи проводят диагностическую, профилактическую и лечебную работу. Учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог – проводят коррекционную работу и решают проблемы, возникающие у детей и их родителей. 

В организации работы по сопровождению психического и личностного развития детей задействованы специалисты школьного ПМПк и ТО ПМПК. Междисциплинарное взаимодействие специалистов заключается в осуществлении комплексного подхода к оценке развития ребенка, выработке согласованных коллегиальных решений, оказание ребенку психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В период адаптации специалисты вносят свой специфический профессиональный вклад в реабилитацию и коррекцию развития детей с ОВЗ. 

Среди задач деятельности педагога-психолога приоритетными являются:

  • диагностика развития высших психических функций детей с ОВЗ, мониторинг формирования УДД, ведение индивидуальных карт уровня динамики развития ребенка (ИКУДРР);
  • выявление и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между родителями и детьми, повышение родительской компетентности;
  • коррекция и развитие основных психических функций: эмоционально-волевых и познавательных процессов, социального поведения ребенка.

Комплексные психолого-педагогические диагностические мероприятия в период адаптации включают обследование личностной, познавательной и коммуникативной сферы по методикам:

  1. "Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн".  
  2. Анкета "Школьная мотивация" (Н.Г. Лускановой).
  3. Методика определения уровня школьной тревожности Н.Ю. Максимовой, Е.Л. Милютиной. 
  4. Методика определения уровня произвольности и саморегуляции "Образец и правило".
  5. Готовность детей к обучению в школе (Методика Е.Э. Кочуровой). 
  6. Методика "Эмоционально-психологический климат класса (Г.А.Карпова)". 
  7. Рисуночный тест "Моя школа".

Оценка актуального развития ребенка, уровня сформированности УУД, социальной ситуации развития, ведение ИКУДРР проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. 

Для эффективной адаптации к школе ребенка с ОВЗ необходим благоприятный социально-психологический климат в окружении ребенка не только в школе, но и дома. Учёт системности жизнедеятельности ребенка предполагает работу, направленную на формирование единства требований школы и семьи. Среди актуальных задач адаптационного периода является формирование активной и ответственной позиции родителей по отношению к ребенку, осознанное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе. Целенаправленное и продуктивное сотрудничество специалистов и родителей способствует благоприятной адаптации и повышению эффективности образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.

Комплексный и интегративный подход со стороны различных специалистов медицинского, психологического и социального профиля является необходимым условиям оказания качественной помощи детям с ОВЗ в период адаптации.

Список литературы

  1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: "Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях") / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
  2. Лебединский Л. Л. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.