Некоторые подходы к обучению и сопровождению обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС

Тимофеева Татьяна Леонидовна, учитель-дефектолог, ТО ПМПК, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", Сухой Лог

Сфера системы психолого-педагогического сопровождения включает в себя, помимо преодоления трудностей обучения, задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, разработку АООП и СИПР, адекватных возможностям и особенностям обучающихся. 

Психолого-педагогическое сопровождение решает также задачу создания оптимальных условий для развития личности и обеспечения индивидуального подхода к ребёнку в условиях учебно-воспитательного процесса, помощь учителям в подборе правильных путей и способов работы с обучающимися, повышения уровня психолого-педагогической компетентности учителей и родителей.

К особым образовательным потребностям, являющимися общими для всех обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, относится, в том числе, и формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания. 

ФГОС устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения АООП обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. И в личностных, и в предметных результатах предполагаются такие направления, как представление о себе как "Я", осознание общности и различий «Я» от других. Так как состояние умеренной и тяжёлой умственной отсталости вытекает из отягчающих и комплексных блокировок деятельности, а из-за отключённости от общего опыта нервные и умственные структуры могут развиваться лишь на зачаточном уровне, формирование представлений, знаний происходит очень медленно и требует дополнительной помощи в лице специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения.

В основе индивидуальных программ сопровождения по формированию представлений о себе выбраны четыре направления:

  • я и окружающие;
  • я и школа;
  • я с самим собой;
  • я и окружающий мирю

Каждое направление включает в себя формирование отдельных социальных умений и навыков. 

Основной ожидаемый результат освоения АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями – развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.

В рамках ФГОС предмет итоговой оценки качества освоения обучающимися АООП сформулирован как достижение результатов, отражающих динамику развития жизненной компетенции. «Формы и способы обозначения выявленных результатов могут осуществляться в оценочных показателях, а также в качественных критериях по итогам практических действий, при этом форма должна быть удобна и понятна.» Система оценки должна отражать:

  • что обучающийся знает и умеет;
  • что из полученных знаний и умений применяет на практике;
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно их применяет.

В этой работе предлагается одна из многих таблиц мониторинга формирования социальных навыков у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Для оценки результатов развития ФГОС рекомендует применять метод экспертной группы, куда могут входить и специалисты сопровождения. Члены этой группы должны определять для каждого ученика через определённые промежутки времени оценку уровня функционирования. Документация имеет непрерывный характер и отражает всё время прибытия ученика в школе. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся даёт основу для корректировки содержания дальнейшей коррекционной работы.

Приложение

Критерии оценивания сформированности умений и навыков по видам деятельности

  • 5 баллов – полное соответствие требованиям, самостоятельное выполнение заданий. 
  • 4 балла – соответствие требованиям, самокоррекция после стимулирующей помощи. 
  • 3 балла – неполное усвоение знаний, умений, навыков, принятие направляющей помощи. 
  • 2 балла – частичное усвоение знаний, умений, навыков, принятие организующей помощи. 
  • 1 балл – фрагментарное усвоение знаний, умений, навыков, принятие разъясняющей помощи. 
  • 0 баллов – Неусвоение знаний, умений, навыков; невыполнение заданий, отказ от заданий, смысловая неадекватность.

Карта формирования  умений и навыков (Я с самим собой. Еда, одевание, физиологические потребности)

 

 

Содержание

I

II

III

IV

1

Умение мыть руки перед едой

    

    

   

   

2

Эстетический приём пищи

 

 

 

 

3

Умение накрывать на стол

 

 

 

 

4

Использование столовых приборов (без ножа)

 

 

 

 

5

Умение пользоваться столовым ножом

 

 

 

 

6

Умение различать и называть посуду

 

 

 

 

7

Умение убирать за собой посуду

 

 

 

 

8

Умение правильно надевать одежду

 

 

 

 

9

Умение выбора одежды в зависимости от погоды

 

 

 

 

10

Умение выбора одежды в зависимости от времени суток

 

 

 

 

11

Умение выбора одежды в зависимости от ситуации

 

 

 

 

12

Умение застёгивать пуговицы, молнию

 

 

 

 

13

Умение надевать обувь

 

 

 

 

14

Умение шнуровать ботинки

 

 

 

 

15

Умение прибирать снятую одежду

 

 

 

 

16

Умение ухаживать за одеждой (чистка, хранение)

 

 

 

 

17

Умение ухаживать за обувью

 

 

 

 

18

Умение пользоваться туалетом

 

 

 

 

19

Сообщение о сигналах, поступающих от тела (голод, жажда)

 

 

 

 

20

Сообщение о сигналах, поступающих от тела (боль, её локализация)

 

 

 

 

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2016/02/timofeeva