Организация психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Дунаева Светлана Владимировна, социальный педагог, Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", территориальная областная психолого-медико-педагогическая комиссия, Сухой Лог

Важным аспектом в организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках введения ФГОС является слаженная работа всех участников образовательных отношений.

В данной статье речь идет о педагоге-психологе, т.к. введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов требует его активного участия в разработке отдельных блоков основной образовательной программы, оказания помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС, консультирования учителей по вопросам формирования универсальных учебных действий учащихся. Работа педагога-психолога, таким образом, становится одним из основных элементов организации сопровождения ребенка с ОВЗ.

Среди новых задач педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС можно выделить следующие:

  • организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся с ОВЗ, их родителей на этапе внедрения ФГОС;
  • обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • умение осуществлять мониторинг развития индивидуально-личностных характеристик ребенка в группах дошкольного и начального образования (особенно детей с ОВЗ); 
  • организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания;
  • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям;
  • создание психологически безопасной образовательной среды.

 На педагогов-психологов образовательных учреждений возлагается очень большая ответственность, ставятся новые задачи, расширяется их функционал, возрастает потребность в качественных психологических услугах. Вместе с тем наблюдается снижение численности педагогов-психологов в образовательных учреждениях. Данная ситуация приводит к необходимости пересматривать организацию деятельности педагогов-психологов, вносить изменения в содержание их деятельности, дифференцировать функционал, оптимизировать рабочее время, оперативно реагировать на социальный заказ образовательного учреждения и системы образования в целом.

 Таким образом, введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС требует особого внимания.