Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Абрамовская Светлана Анатольевна, учитель биологии, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

"Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, что он не знает." - Георг Зиммель

На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД) [2]. УУД делятся на несколько групп: личностные регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные - ценностно-смысловые ориентации учащихся. Регулятивные - обеспечивают организацию учебного процесса. Познавательные - поиск и преобразование информации, установление связей и отношений. Коммуникативные – ориентация учащихся на позиции партнеров по общению и деятельностиДля качественного формирования и развития УУД необходимым условием является хорошо развитая информационно-образовательная среда, которая включает в себя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ - это все технологии, использующие специальные технические средства, компьютерную и информационную технику. Основными задачами ИКТ на современном уроке являются: повышение мотивации обучения, развитие познавательной активности у обучающихся, повышение эффективности образовательных технологий, стимулирования самостоятельности учащихся на уроке и при подготовке домашнего задания [1].

На уроках я использую мультимедийный курс по биологии 6-8 класс "Кирилл и Мефодий", электронный образовательный ресурс http://school-collection.edu.ru, http://learningapps.org, поиск информации в сети Интернет, создание презентаций 

Учебные ситуации на разных этапах урока с использованием ИКТ

5 класс. Тема урока "Химический состав клетки". Этап урока- мотивация. Формирование регулятивных УУД - обнаружить и сформулировать учебную проблему (затруднение). Для создания учебной проблемы использую электронное приложение к учебнику, интерактивное задание "Содержание белков , жиров и углеводов в продуктах питания".

6 класс. Тема урока "Химический состав клетки". Этап урока – первичная проверка понимания, рефлексия. Формирование познавательных УУД - преобразование информации из одной формы в другую. Для создания учебной ситуации использую задания созданные для интерактивной доски SMARTNotebook. Задание составить из предложенных терминов схему «Вещества клетки»

6 класс. Тема урока: "Строение растительной и животной клетки". Этап урока – первичная проверка понимания, закрепление нового материала. Формирование познавательных УУД - проводить сравнение биологических объектов, работа с рисунком, сравнение растительной и животной клетки.Для создания учебной ситуации использую задания созданные для интерактивной доски SMARTNotebook. Задания..1. Рассмотреть рисунок найти растительную и животную клетку. 2. Подписать органоиды растительной клетки. 3. Подписать органоиды животной клетки. 4. В чем сходство и различие растительной и животной клетки?

7 класс Тема урока «Строение цветкового растения». Этап урока –первичное закрепление знаний, подготовка домашнего задания. Формирование познавательных УУД преобразование текстовой информации в рисунок. Для создания учебной ситуации используется электронный образовательный ресурс http://learningapps.org - приложение ВЕБ 2.0 для поддержки процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.

8 класс Тема урока "Типы тканей". Этап урока – мотивация, первичная проверка понимания, первичное закрепление нового материала. Формирование регулятивных УУД самостоятельно формулировать познавательную цель на этапе мотивации, проводить самоконтроль на этапе закрепления нового материала. Для создания презентации использовался диск Googl, что позволяет использовать тест для электронной системы опроса

9 класс тема урока "Критерии вида". Этап урока – усвоение новых знаний .Формирование регулятивных и познавательных УУД – применять методы информационного поиска преобразовывать текст в графическое изображение. Поиск информации в сети-Интернет.

Использование ИКТ на уроках биологии повышает эффективность обучения, развивает навыки самостоятельной работы по поиску информации, обеспечивает разнообразные формы деятельности на уроке, помогает осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к обучению.

Литература

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. .Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. 
  3. Использование ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. Сигарева Г.Ф. 

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2016/03/abramovskaya/01