Использование игровых технологий в обучении детей с глубокой умственной отсталостью

Захарова Татьяна Васильевна, учитель, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

Одной из волнующих проблем учителей коррекционной школы является организация обучения детей с выраженными проблемами в развитии таким образом, чтобы им было интересно, и при этом они активно работали. А чтобы процесс обучения был доступным, увлекательным и творческим, необходимо использовать новые современные технологии. Одной из таких технологий является игра, которую я систематически применяю на уроках, на разных его этапах.

Известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля". Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и умения. Развивающие игры способны сделать урок более содержательным и интересным. Наиболее важной игровой деятельностью в развитии личности ребёнка являются предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры. Игра выполняет ряд функций: функция социализации, функция коммуникации, диагностическая функция, терапевтическая функция, развлекающая функция, функция коррекции. При реализации функции социализации и коммуникации игра является сильнейшим средством включения ребёнка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры, позволяет обучающемуся войти в контекст сложных человеческих коммуникаций. Благодаря специально созданным на уроках ситуациям дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения. А для этого использую сюжетно-ролевые игры, состоящие из множества компонентов: целевого, потребностно-мотивационного, содержательного операционного, результативного.

 Для того чтобы организовать игру, стать активным участником игровых действий и отношений, ребёнку необходимо овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями, научиться выполнять определённые действия и правила, подчинять свои желания и интересы требованиям роли.

Необходимо отметить, что важное место в игре занимает речь, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов. Большая часть детей с ограниченными возможностями здоровья, владея обиходной речью, не умеют включать её в игровой процесс, а сюжетно-ролевую игру невозможно развернуть без участия речи. Огромную трудность в обучении вызывают дети с грубым нарушением речи и неговорящие, составляющие основную часть моего класса. Существующее множество форм альтернативной коммуникации облегчает таким детям общение. Наряду с использованием жестикуляционно-мимических методов широко применяются во время учебного процесса такие разнообразные средства коммуникации, как фотографии, картинки, символы. Моя роль, как педагога, заключается в поиске подходящего способа общения с детьми с глубокой умственной отсталостью, учитывая их психофизические и индивидуальные особенности. 

 Успешность процесса обучения, как правило, определяется поэтапностью перехода от предметных игр к конструктивным и сюжетно-ролевым. Последовательное включение ребёнка в игру, его обучение способствует формированию таких компонентов игровой деятельности, как целевого, потребностно-мотивационного, операционного и содержательного. Большое значение в успешном обучении игре детей, имеющих глубокую умственную отсталость, имеет и применение комплексного подхода, включающего в себя следующие компоненты: ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности; обучающие предметные игры; организация предметной среды; общение взрослого с детьми в процессе игры.

В работе с учениками активно использую разнообразные дидактические игры. Так, например, в ходе изучения на уроках "Игрокоррекции" темы "Игрушки", готовящей детей к сюжетно-ролевой игре "Магазин игрушек" проводятся следующие игры: "Назови игрушку, "Найди игрушку на картинке" (соотнесение предмета и изображения), "Волшебный мешочек", "Что лишнее?" и др. При изучении игровых тем осуществляется подготовительная работа. Например, перед проведением сюжетно-ролевой игры "Автобус" рассматриваются картины и иллюстрации в альбомах, где изображён различный транспорт; чтение детской литературы; проводится экскурсия к автобусной остановке; наблюдение за автобусом и работой водителя; наблюдение за светофором и действиями транспорта и пешеходов. Аналогично проводится предварительная работа перед проведением сюжетно-ролевых игр по темам: "Магазин. Продукты", "Магазин одежды", "Магазин мебели", "Аптека", "Больница", "Поликлиника", "Почта" и др. Большую помощь при закреплении тем оказывают сделанные по ходу экскурсии фотографии, которые потом рассматриваем с детьми, раскладываем их с каждым ребёнком в логической последовательности. 

Строя обучение на основе игровой деятельности, использую такой приём как театрализованные игры, игры-импровизации ("Мишки в лесу", "Зайчики на полянке", "Кошка и котята" и др.). При применении на уроках игр-драматизаций наряду с задачами по формированию игровых действий ставлю задачу на развитие речевых и коммуникативных умений (осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом при помощи речевых и неречевых средств: мимики, жеста, пиктограммы и т. п.) При этом словарь детей обогащается простейшими выражениями. С интересом обучающиеся участвовали в играх-драматизациях "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" и др. Важным элементом, без которого невозможно проведение игры, является игровое действие. А так как дети с глубокой умственной отсталостью самостоятельно им не овладевают, использую такие приёмы, как совместные действия ребёнка и взрослого, выполнение действий по подражанию, по демонстрации образца действий, словесной инструкции. Большое значение в процессе обучения имеет создание высокого эмоционального фона, исключение упрёков и нравоучения в адрес ребёнка для того, чтобы обучающийся мог чувствовать себя уверенно и комфортно. Ожидаемым результатом обучения явилось адекватное поведение и эмоциональные реакции в соответствии с сюжетом игры.

 Учебный кабинет, в котором занимаются мои воспитанники, довольно просторный и включает в себя учебную зону для обучающихся, рабочую зону для учителя, игровую зону. Игровая среда организована в одной из частей учебной комнаты. При этом игровые уголки оформляются мобильными, компактными играми и игрушками, которые дети могут использовать в игровом процессе. Игровая атрибутика систематизирована по темам игр и хранится в шкафах, используется по мере востребования, в зависимости от прохождения учебных тем. 

 Формируя у детей адекватное поведение, активизируя деятельность посредством игры, не забываю и о соблюдении принципов организации игры. Это, в первую очередь: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру. А также использую следующие принципы: принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей); принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. И, что особенно важно, переносить основной смысл игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

Литература

  1. Баряева Л. Б. , Яковлева Н. Н. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, Санкт-Петербург, 2001.
  2. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Москва, "ВЛАДОС", 2007.
  3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. Вопросы психологии-1990.-№6. 
  4. Грабенко Т. М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.-Спб.: Детство-пресс, 2004, 
  5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory - https://conf.nsk-2.ru/images/2016/03/zaharova