Использование критериев оценивания в специальном (коррекционном) классе для обучающихся с задержкой психического развития

Балеевских Елена Михайловна, учитель начальных классов, Валова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 14", Полевской

ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предъявляет особые требования не только к условиям и методам обучения, но и к процессу оценивания:

  • Оценивание должно является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс (осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года).
  • Оценивание должно быть критериальным. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогу и обучающимся. Критерии могут вырабатываться ими совместно.
  • Обучающиеся должны быть включены в оценочную деятельность, приобретая навыки самооценивания и взаимооценивания.

Существуют разные виды оценивания: 

  • Формирующее - дает возможность ученикам иметь представления о пробелах в своих знаниях, а также о том, что необходимо сделать для улучшения своих результатов. А учителя могут вносить изменения в процесс преподавания. 
  • Итоговое оценивание используется в конце изучения учебной темы. Помогает учителю планировать свою работу в будущем.

Цели оценивания:

  • Оценивание потребностей – позволяет определить в начале учебной темы исходные знания учеников, разработать план обучения.
  • Отслеживание прогресса обучения.
  • Демонстрация понимания.

Существуют различные методы оценивания:

  • Дневник;
  • Портфолио;
  • Собеседование;
  • Проверочный лист;
  • Дискуссия;
  • Наблюдение;
  • Рефлексия;
  • Анализ письменных работ.

Инструментарии оценивания также различны: критерии оценивания; проверочные листы, тесты, проверочные работы.

В своей работе мы часто используем критерии оценивания и считаем, что данный вид деятельности имеет ряд преимуществ для работы с обучающимися с задержкой психического развития:

  • Одни и те же критерии могут использоваться на различных учебных предметах, курсах внеурочной деятельности и коррекционных занятиях.
  • Могут использоваться обучающимися как для самооценивания, так и для взаимооценивания, а также это готовые клише для формулирования отзывов и комментариев о продуктах и результатах деятельности.
  • Использование критериев оценивания повышает эффективность обучения, т.к. критерии демонстрируют характеристику деятельности.
  • Помогают обучающимся с ЗПР анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников, развивают адекватную самооценку и взаимооценку, что очень важно для детей с ЗПР.
  • Знакомят с терминологией и точными описаниями учебной деятельности.

Нами были разработаны следующие критерии оценивания качеств и умений (см. Приложение):

  • Умение анализировать работу на уроке;
  • Самостоятельность и умозаключение;
  • Умение взаимодействовать в группе;
  • Коммуникабельность.

А также критерии оценивания продуктов и результатов деятельности:

  • Письменная работа;
  • Мультимедиа презентация;
  • Устный доклад;
  • Чтение художественного произведения.

 На основе данных критериев оценивания можно разработать проверочный лист и руководство по бальной системе, чтобы рассчитать количество баллов за ту или иную работу, что создает в некотором роде соревновательный момент и тоже повышает учебную мотивацию.

Учитель, используя в своей работе такой подход к оцениванию, даёт возможность стать обучающимся с задержкой психического развития активными участниками образовательного процесса.

Критерии оценивания умений и навыков

Умения/навыки

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

1

Умение анализировать работу на уроке

Я активно работал на уроке, понял тему, могу сам выполнить аналогичное задание

Я не достаточно активно работал на уроке, материал понял, могу сам выполнить подобное задание

Материал понял не достаточно, нужны еще дополнительные упражнения

Материал понял, выполнить задание могу только

с учителем

2

Самостоятельность, умозаключение

Я могу четко, объяснить чему я научился. Я определяю сильные и слабые стороны своей работы, сделать выводы

Я могу четко объяснить, чему я научился. Я определяю сильные и слабые стороны своей работы, мне сложно сделать вывод

Я могу четко объяснить, чему я научился, но не могу определить сильные и слабые стороны своей работы, Я не могу сделать вывод

Я не могу объяснить, чему я научился, не могу сделать выводы даже с помощью педагога

3

Взаимодействие в группе

Сам распределили обязанности, выслушали все точки зрения, пришли к единому мнению

Сам распределили обязанности, выслушали все точки зрения,

не смогли договориться

Распределили обязанности, выслушали не все точки зрения,

при обсуждении начали конфликтовать

Не смогли распределить обязанности, вступили

в конфликт

4

Коммуникабельность

Я слушаю внимательно, могу пересказать информацию.

Я успешно задаю и отвечаю

на вопросы по презентации.

Обычно я слушаю, могу ответить на вопросы по услышанной информации.

Я задаю и отвечаю на вопросы по презентации.

Я стараюсь слушать, однако часто отвлекаюсь.

Я редко задаю вопросы и коротко отвечаю на вопросы, заданные мне.

Я слушаю невнимательно, мешаю другим, не помню 

о чем говорили

Я не задаю и не отвечаю

на вопросы.

Критерии оценивания продуктов деятельности

Умения/навыки

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

1

Чтение художественного произведения

Чтение плавное, творческое, передает эмоциональное настроение произведения,

без ошибок

Чтение плавное, выразительное, единичные ошибки

Чтение порывистое, эмоционально бедное, 

ошибки

Чтение невыразительное, не помогает передать смысл произведения, много ошибок

2

Письменная работа

Я сам прочитал задание, понял инструкцию  и выполнил

без ошибок

Я сам прочитал задание, понял его и выполнил, сделал  несколько ошибок

Задание не понял, потребовалось разъяснение учителя

или одноклассника,

допустил ошибки

При выполнении письменной работы допустил большое кол-во ошибок

3

Мультимедийная презентация

Тема раскрыта полностью, оформление соответствует требованиям (стиль, изображения, шрифт), соблюдены авторские права

Тема раскрыта полностью, оформление  не соответствует требованиям (стиль, изображения, шрифт), соблюдены авторские права

Тема раскрыта не полностью, оформление  не соответствует требованиям (стиль, изображения, шрифт), не соблюдены авторские права

Тема не раскрыта

4

Устный доклад

Тема раскрыта полностью, хорошо ориентируется

в содержании, свободно отвечает на вопросы

Тема раскрыта полностью,

не достаточно ориентируется

в содержании, затрудняется отвечает на вопросы

Тема раскрыта не достаточно,

не может ответить на вопросы

Тема не раскрыта