Компетентностный подход оценивания успеваемости по физической культуре для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы

Курганская Елена Федоровна, учитель физической культуры, ГКОУ СО "Новоуральская школа  № 2", Новоуральск

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях исключительно значима и актуальна. В настоящее время, к сожалению, здоровье детей значительно ухудшается. И как ни печально, здоровье становится платой за обучение. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые по показаниям физической подготовленности уступают своим нормально развивающимся сверстникам, отмечается еще и двигательная неловкость, нарушение регуляции движений, трудности переключения, недостаточная координация и четкость движений, общая гиперактивность, повышенное мышечное напряжение и быстрая утомляемость. Приоритетным направлением развития образовательной системы специальной (коррекционной) школы становится проблема формирования привычки к здоровому образу жизни и укрепления здоровья учащихся. Ведущими задачами школы в настоящее время являются не только развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей, но и формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Усилия школы в значительной степени направлены на формирование привычки к здоровому образу жизни и созданию благоприятных условий для обучения и оценивания учебных достижений обучающихся по предмету.

Критерием оценки успеваемости учащихся является выполнение требований уровня физической подготовленности рекомендованных федеральным образовательным стандартом. Школьники с ослабленным физическим здоровьем, хотя и с максимальным усилием не могут выполнить нормативы на оценку «хорошо» и «отлично». А учащиеся с высоким уровнем физической подготовленности не имеют особой трудности в выполнении контрольных упражнений на "отлично". Такое неудовлетворение в проявлении своих физических качеств не может способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим появилось нежелание: готовиться к уроку, участие в учебном процессе, в повышении качества образования по физической культуре. 

Поэтому для обучающихся 1-9 классов были разработаны и внедрены в работу критерии оценки успеваемости по личностно-ориентированной технологии.

Её сущность в том, что успехи обучающихся оцениваются индивидуально по динамике результативности в зависимости от способностей, природных анатомо - морфологических данных, морально-волевого состояния.

Для осмысления и оценки реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса важная роль отводится контролю и учету. Благодаря этому накапливаются данные о физическом состоянии, технико – тактической подготовленности и количественных достижений занимающихся. Кроме этого, систематически проверяется эффективность применяемых средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебном процессе, волевая устойчивость и работоспособность занимающихся. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-воспитательный процесс, тем самым, способствуя улучшения его качества и эффективности. Осуществляя данную технологию проводится учет и контроль в начале и в конце определённого периода (года, четверти). Для выявления исходных данных, для разработки очередных планов, для упорядочения намеченной работы. 

На основании проведенного предварительного контроля и учета каждый учащийся имеет личный критерий достижения уровня подготовленности в данный момент, что является основной точкой отчета усвоения в предстоящей учебной деятельности. По прохождению планового образовательного процесса осуществляется итоговый по окончании тем разделов программы и заключительный контроль и учет. Он позволяет установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итог учебно-воспитательного процесса.

Основным критерием знаний, умений и навыков ученика является прирост личных достижений при обучении двигательным умениям и воспитании физических качеств. 

Критерии личностно-ориентированного подхода к оценке успеваемости учащихся.

1. По двигательным способностям

Оценка успеваемости проводится по пятибалльной системе.

  • В пять баллов оценивается выполнение двигательного действия (теста или физического упражнения) в максимальном темпе с улучшением своего личного результата на единицу измерения(1см; 0,1сек; 1раз).
  • В четыре балла оценивается выполнение двигательного действия в максимальном темпе на уровне своего лично результата.
  • В три балла оценивается выполнение двигательного действия в медленном темпе по сравнению с реально возможном, без настроя.
  • В два балла оценивается не желание выполнения двигательного действия без уважительной причины.
  • В один балл оценивается грубое нарушение техники безопасности. 

1.1. Двигательные способности учащихся

Быстрота

Оценка

Баллы

Единица измерения

«5»

5

- 0.1 сек. и ниже

«4»

4

личный результат

«3»

3

+ 0.1 сек.

«2»

2

от + 0.2 сек. и выше

1

нарушение техники безопасности

 

Скоростно-силовые

Оценка

Баллы

Единица измерения

«5»

5

+ 1см. и выше

«4»

4

личный результат

«3»

3

от - 1 см. до -3 см

«2»

2

от - 4 см. и ниже

1

нарушение техники безопасности

 

Сила

Оценка

Баллы

Единица измерения

«5»

5

+ 1 раз и выше

«4»

4

личный результат

«3»

3

от  - 1 раза

«2»

2

от 0 до - 2 раз и ниже

1

нарушение техники безопасности

 

Гибкость

Оценка

Баллы

Единица измерения

«5»

5

+ 1см. и выше

«4»

4

личный результат

«3»

3

от 0 до - 1 см

«2»

2

от - 2 см. и ниже

1

нарушение техники безопасности

 

Выносливость

Оценка

Баллы

Единица измерения

«5»

5

- 11 сек. и ниже

«4»

4

личный результат – 10 сек.

«3»

3

+ 5 сек. до +20 сек.

«2»

2

от +21 сек. и выше

1

нарушение техники безопасности

 

0

        не сдавали без уважительной причины (отказ)

 

-

        не сдавали по уважительной причине

 

1.2. Подведение итоговых баллов за год. 

  • От 22 до 39 баллов – низкий уровень развития
  • От 40 до 49 баллов – средний уровень развития
  • От 50 до 55 баллов – высокий уровень развития

2. По овладению умениями и навыками программного материала

Успеваемость учащихся оценивается по прочности освоения двигательных навыков, которые изучались по теме раздела.

Проводится комментирование учителем качества выполнения контрольного упражнения: правильность, полнота действия, учитывая психологические особенности детей, аргументируются выставляемые оценки, привлекая учащихся к оценке достижений каждого. Для учащихся имеющих отклонения в физическом развитии, проявляется особый индивидуальный подход.

В связи с тем, что технику двигательного движения невозможно измерить, заранее определяется техника в каждом классе, которая должна выполняться на оценку.

Оценка проводится по общепринятой пятибалльной системе.

  • В пять баллов оценивается уверенное выполнение техники двигательного действия в максимальном темпе и полной амплитуде.
  • В четыре балла оценивается недостаточное уверенное выполнение упражнения в целом.
  • В три балла оценивается выполнение упражнения с ошибками.
  • В два балла оценивается невыполнение упражнения без уважительной причины.
  • В один балл оценивается грубое нарушение техники безопасности.

Оценка успеваемости школьников, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе, проводится два раза в год осенью (сентябрь) и весной (май), за исключением тех нормативов, которые им противопоказаны врачом.

Применение личностно-ориентированной технологии в обучении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья открывает широкий простор для выявления способностей учащихся, удовлетворения их интересов, потребностей и повышение качества жизни. Позволило создавать повышение мотивации образования учащихся в физическом воспитании и стимулированию учащихся в саморазвитии, занятиям физическими упражнениями и спортом, что отразилось в качестве образования обучающихся.

Через физическую культуру и спорт, постоянную работу над своим телом, его физическим совершенством, через двигательную активность, лежит путь к здоровому образу жизни. Надеемся, что полученные знания и опыт будут необходимы нашим выпускникам в их повседневной жизни, и они будут постоянно пополнять и расширять их, активно и систематически заниматься физической культурой и спортом. 

Список литературы

  1. Ашмарин Б.Т. Теория и методика исследований в физическом воспитании. – М., 1978.
  2. Бабаринский Ю.К. Требования к современному уроку. – Гомель, 1981.
  3. Методика физического воспитания учащихся 5-11 классов / Под ред. В.И. Ляха. – М., 1997.
  4. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташкина. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с. ISBN-5-7301-0039-6.