Конструкт урока по литературному чтению - К.Паустовский "Барсучий нос"

Иванцова Елена  Анатольевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Данный урок способствует формированию у учащихся на доступном уровне таких понятий, как сочувствие и сопереживание, развивает умение вдумчиво вчитываться в текст произведения, корректирует эмоциональную среду (любование родной природой, сочувствие животным, восхищение смекалкой, создаются условия для обогащения словаря обучающихся. Используемые приёмы: фронтальная, парная работы, приёмы технологии РКМ "Корзина идей")

На изучение произведения отведено два часа, первый час - знакомство с текстом, обработка первых эмоциональных впечатлений, деление текста на части и их озаглавливание, подготовка к творческому пересказу на втором уроке.

Предмет: литературное чтение Тип урока: освоения новых знаний с использованием технологии критического мышления

УМК: "Школа России" Тема: Знакомство с произведением К.Паустовского "Барсучий нос"

Цель: Развитие умения чувствовать необыкновенную силу слова, формирование умения определять проблему произведения.

Задачи: обучающие - продолжить работу с текстом произведения; освоение социокультурной категории "сопереживание", "сочувствие", развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию. развивающая - развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся. воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания, наблюдательности за родной природой здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ИКТ; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Планируемый результат

  • Личностные УУД: ориентироваться в художественном и нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы.
  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату.
  • Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Основные понятия: главный герой, главная мысль, описание героя, сочувствие

Межпредметные связи: окружающий мир, ОБЖ

Ресурсы:

  • Литературное чтение, 3 класс
  • Аудизапись произведения "Барсучий нос" + презентация диафильма 2. Презентация к уроку
  • Иллюстрации животных (барсук, виды рыб) 4. Карточки (вставить пропущенные слова)

Конструкт урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организацион-ный момент. Эмоциональный настрой.

Самоопределе-ние к деятельности

Дорогие ребята! Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новое понятие. Мы  будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение.

 Вспомним правила общения:

*Высказывается каждый участник

*Ответив сам, выслушай других;

*Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;

Вам помогут слова «я согласен(согласна)»

 

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Регулятивные организация учащимся своей учебной деятельности

 

II Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование темы и целей урока.

-Прочитайте высказывание  писателя

 

- Какие рассказы К. Паустовского вы читали?

 

-Писатель любил  наблюдать за явлениями природы и умел интересно рассказывать о ней своим читателям

- Как вы думаете, о каком лесном жителе повествует нам К. Г. Паустовский?

- О чём будет говорится в рассказе? Почему вы так думаете?

 

-Сформулируйте тему урока. Что мы нового узнаем из рассказа?

-Все ваши предположения я записываю на доске, к ним вернёмся в конце урока.

Слайд 1. Чтение высказывания писателя

Слайд 2. Чтение названий произведений писателя

Слайды 3,4,5 Рассматривание  пейзажей  природы

 

Слайд 6. Прочитайте название рассказа

 

- Мы будем читать про барсука, какие с ним произошли приключения, узнаем что –то новое про его  образ  жизни.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

 

 

 

 

 

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

 

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

 

 

 

 

 

 

Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить)

III. Актуализация знаний

 

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

 

Словарная работа.

Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.

Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.

Это сообщение можно заранее предложить учащемуся (слайд 7)

Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

 

 

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

 

IV. Постановка учебной задачи

 

-Мы все вместе прослушаем этот рассказ  в исполнении актёров, после прослушивания  ответьте на вопрос:  Что же случилось с носом барсука?

Прослушивание аудизаписи рассказа с одновременным просмотром покадрового диафильма (презентация№2)

Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Личностные: смыслообразование (для чего мне это надо)

 

V. «Открытие» учащимися новых знаний

Первичное закрепление

 

-Какие чувства вызвал рассказ?

-Где происходили события?

-Кто был вместе со взрослыми?

-Почему  барсук обжёг нос?

Какие чувства к барсуку?

 

 

ФИЗМИНУТКА

Ответы учащихся по первичному восприятию произведения

 

 

 

 

 

Слайд  (движения сопровождаются музыкой)

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характе-ристики.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

VI. Включение новых знаний в систему знаний

.

 

-Читаем и анализируем рассказ по частям, придумаем название каждой части

 

- Каких рыб ловили рыбаки?

 

 

 

 

-Почему  рыбаки всё время поддерживали огонь в костре?

-Кто прибежал к костру?

-Кто первым его услышал?

 

 

- Знал ли барсук об опасности?

-Какое правило личной безопасности нарушил барсук?

- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?Найдите и запишите, как было больно барсуку.

 

 

 

-Вы когда - нибудь обжигали руку?

-Что нужно сделать, чтобы меньше болела рука?

-Что увидел мальчик рано утром?

- Как барсук придумал лечить свой нос?

-Почему именно так лечил свой нос?

 

 

- Почему автор узнал барсука?

 

Слайд - чтение трудных  слов из рассказа, разбор их понимания

 

 

Слайд -. I часть рассказа «Осенняя рыбалка на озере»

Рассматривание вид рыб (иллюстрации), обитающих в озере

 

Слайд -  II   часть «Ужин у костра»

Слайд-.Для ответов можно использовать опорные слова из рассказа

 

 

Слайд  III   часть «Барсук решил поужинать у людей»

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли (Работа в паре, нужно вставить пропущенные слова из рассказа, задания на карточке)

 

Слайд  IV  часть «Барсук лечит нос»

-При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды

 

 

 

 

Слайд  V часть «Встреча через год»

 

Проверить умения в определении, само-контроль усвоения знаний.

 

 

 

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст

 

 

 

 

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

 

 

 

 

Способность к решению учебно-познавательной задачи, работать в группах.

Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам

Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

 

 

 

 

 

 

 

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

 

 

 

 

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VII Осмысление полученной информации

-Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

 

 

- Если не было в рассказе мальчика, смогли рыбаки увидеть, как барсук лечит свой нос?

– Какова главная мысль рассказа?

 

 

 

 

 - Прочитаем ваши предположения о содержании рассказа, они были записаны на доске в начале урока. Кто угадал, о чём будет идти речь в рассказе?

Слайд  План рассказа

 

 

 

 

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

 

 

 

 Красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Активное переосмысление собственных представлений с учётом прочитанного произведения

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Подведение собственных результатов, оценка собственных предположений

Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни»

 Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

 

VIII. Рефлексия

 

- Оцените свою деятельность на уроке

 

Слайд  Меня удивило….

Мне стало жалко..

Мне не понравилось…

Меня восхитило…

Меня поразило…

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IX. Д/з.

-Попробуйте пересказать эту историю от имени барсука. Устроим конкурс «Лучший рассказчик». Всем спасибо за работу

 

Развитие воссоздающего и творческого воображения, составлять небольшое монологическое высказы-вание с опорой на авторский текст.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Список литературы

  1. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития: проект\ И.А. Коробейников, Н.В.Бабкина, – М.: Просвещение, 2014
  2. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для образовательного учреждения. В 4 частях \Кубасова О.В.- Смоленск: Ассоциация XXI век,2013
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс- Смоленск, Ассоциация Xxi век, 2010 .-208 с.

Интернет ресурсы